Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О,
судей Параскун Т.И, Медведева А.А,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Крупина Д. Г. на решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 26 апреля 2018 года по делу по иску Крупина Д. Г. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крупин Д.Г. проходил службу в прокуратуре Российской Федерации, затем в Следственном комитете Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Приказом руководителя Следственного комитета России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ ***-к Крупин Д.Г, достигший возраста 48 лет, освобожден от должности следователя-криминалиста отдела криминалистики Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю и уволен в связи с выходом на работу отсутствующего работника Черниковой Н.Н. на основании пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент увольнения работник имел звание подполковника юстиции и выслугу специального стажа продолжительностью 17 лет 8 месяцев 08 дней, куда включен период срочной службы в рядах Советской Армии с мая 1996 года по май 1998 года из расчета 1 день службы за 1 день специального стажа. Общий трудовой стаж работника определен в 24 года 5 месяцев.
Ссылаясь на п.5 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, в октябре 2017 года работник обратился в адрес работодателя с заявлением об ином расчете пенсионного стажа с учетом его права на включение срока воинской службы в общий страховой стаж в льготном порядке, в чем Крупину Д.Г. отказано.
Изложенные обстоятельства выступили поводом для обращения Крупина Д.Г. в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным отказа работодателя в расчете пенсионного стажа работника с учетом права последнего на зачет срочной службы в общий трудовой стаж в льготном исчислении как один день службы за два дня трудовой стажа; обязании к производству расчета с установлением размера общего трудовой стажа по состоянию на 19 июня 2015 года равным 26 годам 5 месяцам.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула от 26 апреля 2018 года Крупину Д.Г. в иске отказано, с чем истец не согласился, в апелляционной жалобе ставя вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об удовлетворении иска. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", заявитель полагает о неверном отождествлении судом выслуги лет и общего трудового стажа, несмотря то обстоятельство, что данные правовые институты выступают самостоятельными основаниями для назначения различных видов пенсионного обеспечения. Спорный вопрос получил разрешение в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации, вопросе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2008 года. Истец указывает на не обоснованность отказа в принятии уточненного иска, содержащего требования об установлении общего трудового стажа, считает незаконным факт выхода суда за пределы иска суждением о том, что наличие стажа продолжительностью 25 лет не повлечет возникновения права на получение пенсии.
В письменных возражениях СУ СК России по Алтайскому краю просит отказать Крупину Д.Г. в удовлетворении жалобы, поскольку заявитель не является сотрудником Следственного комитета России, пенсия за выслугу лет ему не назначалась, что исключает возможность возложения на прежнего работодателя обязанности по перерасчету трудового стажа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, озвученные в судебном заседании представителем ответчика, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, закрепленных ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 данного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
На момент увольнения Крупина Д.Г. со службы в Следственном комитете Российской Федерации продолжительность выслуги лет для назначения пенсии, для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, составила 17 лет 08 месяцев 08 дней, что не оспаривал Крупин Д.Г. ни с исковом заявлении, ни в апелляционной жалобе.
Предметом судебного разбирательства выступил установленный работодателем общий трудовой стаж работника в 24 года 05 месяцев, что, по мнению последнего, препятствует ему в приобретении права на пенсию за выслугу лет по правилам п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Способом устранения препятствий в недостатке общего трудового стажа Крупин Д.Г. усматривает льготное исчисление срочной службы в рядах Советской Армии с 19 мая 1986 года по 24 мая 1988 года из расчета одного дня военной службы за два дня работы в порядке п. 3 ст. 10 "О статус военнослужащих", в результате чего его специальный стаж уменьшится до 14 лет 6 месяцев, в общий стаж увеличится до 26 лет 5 месяцев, что достаточной для установления пенсии по выслуге лет.
Разрешая спор и отказывая истцу в иске, суд первой инстанции указал, что достижение определенного возраста и наличие необходимой продолжительности общего и специального стажа ( 25 лет и 12 лет 6 месяцев соответственно) на день увольнения, хотя и выступает элементом правового механизма назначения пенсии указанным лицам, однако является недостаточным для назначения пенсии по выслуге лет, поскольку для возникновения права на пенсию за выслугу лет с учетом общего трудового стажа на основании пункта "б" части 1 статьи 13 Закона необходимо одновременное наличие ряда обязательных условий, при отсутствии хотя бы одного из которых пенсия не назначается. Такое право предоставлено лицам
- уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- достигшим на день увольнения 45-летнего возраста;
- имеющим на день увольнения общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в органах прокуратуры.
Эти нормы федерального пенсионного законодательства судом при рассмотрении настоящего дела верно признана не регулирующей спорные правоотношения, поскольку основанием увольнения со службы Крупина Д.Г. выступили иные основания, не связанные с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями.
Поскольку именно данные нормы определяют наличие или отсутствие у Крупина Д.Г. права на назначение пенсии по выслуге лет после увольнения из органов прокуратуры, при отсутствии одновременности соблюдения всей совокупности условий, установленных законом, право на специальное пенсионное обеспечение у Крупина Д.Г. не возникает и с применением льготного исчисления общего трудового стажа.
Доводы жалобы о наличии у заявителя права на льготное исчисление выслуги лет на основании п.3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" подлежат отклонению, поскольку данный Федеральный закон не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву, вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, устанавливая общие условия единой системы правовой и социальной защиты последних.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности суждений суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом решении, не принятие судом уточненного иска, содержащего требования об установлении общего трудового стажа, не могут являться основанием для отмены последнего по причине наличия иных материальных и правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Крупина Д. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.