Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре
Секериной О.И,
Решетниковой И.Ф, Еремина В.А,
Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Стандарт+" на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт +" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" (далее ООО "УК "Стандарт+") просил признать незаконным бездействие ООО "УК "Стандарт+" по обеспечению обустройства и содержания места временного накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства; обязать ООО "УК "Стандарт +" обеспечить содержание места временного накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Установить срок исполнения судебного решения 2 месяца, с момента вступления в силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой "адрес" в ходе проверки соблюдения требований законодательства при размещении и эксплуатации контейнерной площадки, в деятельности ООО "УК "Стандарт +" выявлены нарушения требований законодательства. В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГ прокуратурой города совместно с Территориальным отделом в "адрес", Рубцовском и "адрес"х Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее ТО управления Роспотребнадзора), ТО НД и ПР *** УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю, установлено, контейнерная площадка расположенная на участке местности на расстоянии около 30 м. с северной стороны жилого дома по "адрес" в "адрес". На площадке установлено 10 контейнеров для сбора мусора, территория, на которой расположена контейнерная площадка, имеет ограждение профильным металлическим листом. На момент проверки мусорные баки (контейнеры) переполнены. Кроме того вне контейнеров находились бытовые отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) - свалка мусора размером примерно 10 м. х 20 м. К контейнерной площадке, в т.ч. к контейнерам для сбора мусора обеспечен свободный подъезд, но не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют.
Согласно информации ТО управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГ ***, место размещения отходов по "адрес" в "адрес", с Управлением не согласовывалось. Ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом (п. ДД.ММ.ГГ СанПиН 42-128-4690-88).
По информации Администрации "адрес" указанной контейнерной площадкой пользуются жители следующих домов: "адрес". ООО "УК "Стандарт+" управляет многоквартирным домом по "адрес" в "адрес".
В соответствии с п.2.8 Правил благоустройства "адрес", утвержденных решением Рубцовского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила), организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Вывоз мусора от предприятий торговли, общественного питания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, частных домовладений, а также от иных производителей отходов осуществляется специализированными предприятиями и организациями, имеющими лицензии на выполнение данного вида работ. Вывоз мусора производится только в специально отведенные для этого места (на полигон ТБО).
Кроме того, п.2.13 Правил устанавливает, что управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
В связи с изложенным, истец указывал на то, что ООО "УК "Стандарт +" должен оборудовать место для сбора мусора и бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе рассмотрения дела истец требования уточнил, просил признать незаконным бездействие ООО "УК "Стандарт +", выразившееся в непринятии мер по обустройству и содержанию места временного накопления отходов для собственников помещений "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Обязать ООО "УК "Стандарт +" обеспечить обустройство и содержание места временного накопления отходов для собственников помещений "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Установить срок исполнения судебного решения 2 месяца с момента вступления в силу.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора "адрес" Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандарт+" возложена обязанность обеспечить обустройство и содержание места временного накопления отходов для собственников помещений "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Стандрат+" в доход бюджета муниципального образования " "адрес"" Алтайского края государственная пошлина в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ООО "УК "Стандрат+" просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано на то, что у управляющей компании отсутствует возможность оборудовать контейнерную площадку на территории "адрес" с соблюдением требований о ее размещении на расстоянии не менее 20 м от жилого дома. Управляющей компанией заключен договор на вывоз и утилизацию отходов жителей указанного дома.
При подаче иска прокурор намеренно указывает адрес площадки "адрес", тогда как она находится по адресу: "адрес", поскольку имеет двойной адрес.
Ссылаясь на постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ 641, ст. 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае", указывает, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Полагает, что суд незаконно возложил обязанность по обустройству контейнерной площадки, находящейся на земельном участке, принадлежащем администрации "адрес" на ответчика ООО "УК "Стандарт+".
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура "адрес" просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда-без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Будяковская М.И. с доводами жалобы не согласилась, полагала решение законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь нормами части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 39).
В соответствии со ст. ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры)
Согласно пункту 10 данных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пп. "д" п. 11, пп. "а" п. 16 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 40, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения. Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.01.2017 прокуратурой г. Рубцовска совместно с ТО управления Роспотребнадзора в г.Рубцовске, ТО НД и ПР N 4 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю, установлено, контейнерная площадка расположенная на участке местности на расстоянии около 30 м. с северной стороны жилого дома по ул. Октябрьская, 11 в г. Рубцовске. На площадке установлено 10 контейнеров для сбора мусора. На момент проверки мусорные баки (контейнеры) переполнены. Вне контейнеров находились бытовые отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки, елки) - свалка мусора размером примерно 10 м. х 20 м. К контейнерной площадке, в т.ч. к контейнерам для сбора мусора обеспечен свободный подъезд, но не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют.
По информации Администрации города Рубцовска указанной контейнерной площадкой пользуются жители следующих домов: ул. Октябрьская, 1, ул. Октябрьская, 3а, ул. Октябрьская, 5, ул.Октябрьская, 7, ул.Октябрьская, 9, ул.Октябрьская, 11, ул.Северная, 10, ул.Северная, 12, ул.Северная, 14, ул.Октябрьская, 3, ул.Октябрьская, 13, ул.Северная, 8.
Многоквартирным домом по ул. Северная, 8 управляет ООО "УК "Стандарт+", что подтверждается протоколом общего собрания от 16.06.2015.
В непосредственной близости от многоквартирного жилого дома по ул. Северная, 8, отсутствует контейнерная площадка для сбора мусора.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
При этом также установлено, что жители многоквартирного жилого дома, по ул. Северная, 8 в г. Рубцовске, при отсутствии специально оборудованной контейнерной площадки предоставленной на основании соответствующих разрешения и согласования, находящейся в доступной близости от их дома либо в ином разрешенном месте, вынуждены использовать для складирования мусора контейнерную площадку, находящуюся в районе домов по ул. Северная, 14 и ул. Октябрьская, 11 в г. Рубцовске, организованную ООО "УК "Наш Дом".
Разрешая спор по существу при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами материального права, установив отсутствие на прилегающей территории многоквартирного дома, расположенного по ул. Северная, 8 в г. Рубцовске оборудованной контейнерной площадки для сбора мусора, бездействие управляющей компании ООО "Стандарт +" по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от данного многоквартирного дома, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению обустройства и содержания места временного накопления отходов для собственников помещений дома.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы, содержащиеся в жалобе о том, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КТО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки, не опровергают правильность выводов суда по существу, поскольку судом на ответчика возложена обязанность по организации контейнерной площадки на территории, прилегающей к многоквартирному дому *** по "адрес" в "адрес", то есть входящей в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Анализ вышеприведенных нормативных актов, а также установленных судом первой инстанции обстоятельств, свидетельствует о том, что именно на ООО УК "Стандарт+" лежит обязанность обеспечить обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес", поскольку им осуществляется обслуживание указанного жилого дома, на прилегающей территории которого, отсутствует место сбора мусора.
Утверждение в жалобе о том, что у управляющей компании отсутствует возможность организовать контейнерную площадку на территории "адрес" в "адрес" с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, соответствующими доказательствами не подтверждено, в связи с чем не может приниматься во внимание.
При этом как следует из материалов дела ООО "УК "Стандарт+" не предпринимало мер по согласованию размещения места временного накопления отходов и его обустройству, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Ссылка в жалобе на то, что управляющей компанией заключен договор на вывоз и утилизацию отходов жителей указанного дома не свидетельствует об исполнении возложенной на ответчика обязанности по организации и обслуживании контейнерной площадки.
В тоже время, как верно отмечено судом первой инстанции, из представленного ответчиком договора, заключенного между ООО "УК "Стандарт+" (заказчик) и ООО "Ремстройбыт" (исполнитель) по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов *** от ДД.ММ.ГГ, не представляется возможным сделать вывод о том, с какого именно объекта заказчика осуществляется вывоз бытовых отходов. Приложение ***, о котором указано в п.1.2 к договору отсутствует. Кроме того, договор не содержит подписи сторон, а также не отвечает требованиям ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суду не был представлен оригинал указанного договора.
Доводы жалобы о том, что суд незаконно возложил обязанность по обустройству контейнерной площадки, находящейся на земельном участке, принадлежащем администрации "адрес" не могут быть признаны состоятельными, так как противоречат содержанию оспариваемого судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку на правильность выводов суда не влияют, сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы судебного постановления не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью "Стандарт+" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.