Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Ковалюк Л.Ю, Копцевой Г.В.
при секретаре Клименко А.Н.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 мая 2018 года по делу по административному иску
федерального казенного учреждения Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю об установлении административного надзора в отношении ФИО1.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
федеральное казенное учреждение Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении ФИО1 на срок *** лет и административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин, обязательной явки до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания в местах, связанных с распитием спиртных напитков (кафе, бары, рестораны).
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 осужден приговором Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ к *** годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. ДД.ММ.ГГ он подлежит освобождению из мест лишения свободы. Тяжкое преступление совершено административным ответчиком при особо опасном рецидиве преступлений, что является основанием для установления административного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ). В заявлении также указано, что ФИО1 за весь период отбывания наказания характеризуется положительно, имеет 15 погашенных взысканий и 8 поощрений.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 мая 2018 года административные исковые требования удовлетворены частично: в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 6 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит изменить данное решение, отменив ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин, указывая на то, что не был заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения дела судом (извещен за 3 суток до проведения судебного заседания вместо 10), в связи с чем не имел возможности надлежаще подготовиться и представить доказательства в пользу своей защиты. Вышеуказанное административное ограничение будет препятствовать трудоустройству ФИО1, учитывая, что полевые работы в летний сезон в сельской местности, где он намерен проживать с семьей, ведутся, в том числе, в ночное время. Кроме того, административный ответчик имеет отца ФИО2, который является инвалидом 2 группы, проживает в деревне и нуждается в помощи по хозяйству и в быту, однако установленное в отношении ФИО1 административное ограничение в виде запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин будет препятствовать возможности оказать такую помощь отцу, поскольку физически невозможно успеть вернуться домой к назначенному времени.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще, ходатайств об отложении дела слушанием не заявили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав заключение прокурора о необходимости отмены решения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая дело и устанавливая в отношении ФИО1 административный надзор на срок погашения судимости (шесть лет) и соответствующие ограничения, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом, указанным в пункте 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", которому административный надзор должен устанавливаться по пункту 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, так как он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ).
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, осужден приговором Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по пункту "б" части 2 статьи 158, пункту "в" части 2 статьи 158, пункту "а" части 3 статьи 158, пункту "а" части 3 статьи 158, пункту "а" части 3 статьи 158, части 2 статьи 325, пункту "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к *** годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима за совершение преступлений, в том числе относящихся к категории тяжких. В качестве обстоятельства, отягчающего наказание, суд признал наличие в действиях ФИО1 рецидива преступлений, при этом вид рецидива не определен. Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО1 подлежит освобождению из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГ в связи с отбытием срока наказания.
В период отбывания наказания ФИО1 систематически допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что подвергался различным мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (л.д. 5). Вместе с тем согласно материалам дела, а также представленной по запросу суда апелляционной инстанции информации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания ФИО1 не признавался.
При таких обстоятельствах, учитывая положения вышеприведенных правовых норм и разъяснений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для установления в отношении ФИО1 административного надзора.
В связи с этим решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 04 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований федеральному казенному учреждению Исправительная колония *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю об установлении административного надзора в отношении ФИО1 отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.