Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Хасанове Р.М,
с участием Гиндуллина Р.М. - защитника,
Ахметова Т.В. - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2018 года, которым
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N04-04/146-В/ЭВ от 12 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица -ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов", по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан для последующего направления оригиналов административного производства на рассмотрение по подведомственности в Туймазинский межрайонный суд РБ,
УСТАНОВИЛА
Постановлением N04-04/146-В/ЭВ от 12 декабря 2017 года старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметов Т.В. признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, юридическое лицо -ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов", и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.
Решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2018 года указанное постановление N04-04/146-В/ЭВ от 12 декабря 2017 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан для последующего направления оригиналов административного производства на рассмотрение по подведомственности в Туймазинский межрайонный суд РБ.
Не согласившись с указанным решением судьи, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметов Т.В. (далее Управление Росприроднадзора по РБ) принес в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2018 года отменить, как незаконное, дело направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора по РБ Ахметов Т.В. поддержал доводы жалобы, защитник Гиндуллин Р.М. просил оставить без изменения решение судьи от 31 мая 2018 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Росприроднадзора по РБ Ахметова Т.В. и защитника ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" (далее ПАО "ТЗА") - Гиндуллина Р.М, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В вину ПАО "ТЗА" вменяется нарушение ч.1 ст.35, ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной с 14 августа 2017 г. по 06 октября 2017 г. плановой выездной проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха, обращения с отходами в ПАО "ТЗА", установлено, что ПАО "ТЗА" 20.04.2017 г, 06.04.2016 г,18.05.2015 г. осуществляло сброс сточных вод в реку... с содержанием загрязняющих веществ с превышением установленных Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду предельно допустимых концентраций.
Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, установив изложенное, квалифицировало действия юридического лица - ПАО "ТЗА", по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица и возвращая дело об административном правонарушении в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан для последующего направления оригиналов административного производства на рассмотрение по подведомственности в Туймазинский межрайонный суд РБ, судья Туймазинского межрайонного суда РБ сослался на нарушение правил подсудности рассмотрения дела.
Между тем согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются органом, осуществляющим государственный экологический надзор.
Таким органом является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения судьями отдельных категорий дел об административных правонарушениях в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Среди правонарушений, по которым установлена такая возможность, указано правонарушение, ответственность за которое предусмотрена часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Положение абзаца 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопрос не подведомственности, а подсудности дел, переданных административным органом в суд, мировым судьям и судьям районных судов.
Подпунктом "в" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных процессуальных норм с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, позволяет сделать вывод о том, что часть 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должна применяться с учетом положений частей 1, 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в отношении перечисленных в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составов возможность отнесения рассмотрения дел к компетенции судьи поставлена в зависимость от усмотрения органа или должностного лица.
Определение о передаче дела на рассмотрение судье должностным лицом не выносилось, соответственно, оснований для отнесения рассмотрения указанного административного дела к исключительной компетенции районного суда и отмене вынесенного постановления по данному основанию не имелось.
Существенное нарушение судьей межрайонного суда процессуальных требований является основанием для отмены решения Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2018 года и направления дела для рассмотрения по существу в Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляет один год.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА
Решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2018 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Липатова Г.И.
дело N21-828/2018
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.