Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Т.К. Свистун
судей Е.В. Жерненко
Н.Н. Мартыновой
с участием прокурора Ю.Ю. Фахретдиновой
при секретаре Д.М. Зиннатуллиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Буздякского района Республики Башкортостан на решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых прокурора Буздякского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Буздякский трубокомплекс", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах об обязании утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор Буздякского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Буздякский трубокомплекс", указав, что прокуратурой Буздякского района Республики Башкортостан совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, адресх по обращению жителей проведена проверка соблюдения ООО "Буздякский трубокомплекс" природоохранного законодательства. В ходе, которой установлено, что основным видом деятельности ответчика является "33.11 Ремонт металлоизделий", использует земельный участок по адресу: адрес с целью осуществления хозяйственной деятельности путем организации пескоструйной обработки и обжига металлических поверхностей. Для указанных целей на данном земельном участке возведено капитальное здание, установлены печи для обжига труб, а также установлена подъемная техника. Предприятие занимается ремонтом труб, производится очистка внутренней и внешней поверхности труб, снятие фасок, сварка и резка. При очистке, обработке металлических узлов и деталей с поверхности удаляются элементы, загрязняющие поверхность (ржавчина, окалина, шлаки, остатки старого покрытия, нефтепродукты и т.п.). В результате очистки пескоструйной камеры образуются отходы песка от очистных и пескоструйных устройств. Потоками горячего воздуха от дровяных самодельных печей вентиляторами ВР-80-75 подаются в горизонтальную трубу для достижения эффекта плавления внешней битумно-лолимерной изоляции труб и ее последующим снятии механическим способом. В качестве топлива для печи используются дрова. В результате обжига металлических труб образуются отходы отработанных расплавов хлоридов, бария, магния, натрия, калия, а также других производных этих элементов, включая сульфаты, нитраты и гидроксид, окалина, отходы аспирации.
Так же в перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу при осуществлении деятельности ответчиком входят железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа), углерода оксид, фтористые газообразные соединения, фториды неорганические плохо растворимые, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, пыль неорганическая 70-20 % Si02. В нарушение п.5.1 СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предприятие, имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не обеспечил проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. В ходе осмотра 18 августа 2017 года, 12 декабря 2017 года, 07 февраля 2017 года, 22 февраля 2018 года данного земельного участка и прилегающей территории установлено, что на нем размещено капитальное здание, установлены печи для обжига труб, а также установлена подъемная техника. Ответчик осуществлял деятельность, сопровождающуюся выбросами в атмосферный воздух вредных загрязняющих веществ. В соответствии с протоколом N... от 26 февраля 2018 года, по результатам исследований содержание вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (по показателям взвешенные вещества, серы диоксид, азота диоксид, углерод оксид) находится на верхней границе предельно допустимых концентраций, но не превышает предельно допустимых концентраций. В нарушение требований законодательства ООО "Буздякский трубокомплекс" границы санитарно-защитной зоны не утверждены, проект санитарно-защитной зоны не разработан и не согласован Указанное так же подтверждается вступившим в законную силу постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском.
Кармаскалинском, Кушнаренковском районах по делу об административном правонарушении N... от 29 ноября 2017 года о привлечении директора ООС "Буздякский трубокомплекс" к ответственности в виде штрафа. Просил обязать ООО "Буздякский трубокомплекс" (ИНК... ) в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно - защитной зоны, расположенной по адресу: адрес
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, прокурор Буздякского района Республики Башкортостан обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционным представлением, указав, что выводы суда не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам исследованным судом. ООО "Буздякский трубокомплекс" не соблюдаются требования законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно, в нарушение п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предприятие ООО "Буздякский трубокомплекс" имеющий источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не обеспечил проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. В соответствии с требованиями п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю, поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя ООО "Буздякский трубокомплекс" - Шакирову А.Ю, полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", пунктом 2.1. которых установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в редакции изменений и дополнений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09 сентября 2010 года N 122), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Буздякский трубокомплекс" осуществляет свою деятельность по адресу: адрес, поставлен на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N... по Республике Башкортостан 18 ноября 2016 года.
На основании приказа N... о вступлении в должность единоличного исполнительного органа от 23 ноября 2016 года, директором ООО "Буздякский трубокомплекс" является Шакирова А.И.
Заместителем прокурора Буздякского района Республики Башкортостан в период с 18 августа 2017 года по 08 сентября 2017 года по обращению Михайловой И.Н. и других жителей адрес, с участием представителей Туймазинского подразделения Управления государственного аналитического контроля и филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" проведена проверка исполнения законодательства в сфере норм природоохранного законодательства ответчиком. В ходе которой установлено, что ООО "Буздякский трубокомплекс" не соблюдаются требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления об охране атмосферного воздуха; выброс загрязняющих веществ от стационарного источника осуществляется без специального разрешения; плату за негативное воздействие на окружающую среду за год своевременно не внесена; учет отходов по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 N.., не организован и не ведется, ответственное лицо, за ведение данного учета не установлено; не проведена инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, на оснований которой разрабатываются нормативы выбросов загрязняющих веществ; границы санитарно-защитной не утверждены, санитарно-защитной зоны не разработан и не согласован.
Постановлением по делу об административном правонарушении N... начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Буздякском, Давлекановском, Кармаскалинском, Кушнаренковском районах Байбурина Т.С. от 29 ноября 2017 года директор ООО "Буздякский трубокомплекс" Шакирова А.И. привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП Российской Федерации, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Заместителем прокурора Буздякского района Республики Башкортостан в период времени с 12 декабря 2017 года по 10 января 2018 год по обращению Авдющенко А.Ф... проведена проверка исполнения законодательства в сфере норм природоохранного законодательства ответчиком. В ходе которой установлено, что ООО "Буздякский трубокомплекс" не соблюдается требования законодательства при обращении с отходами производства и потребления, об охране атмосферного воздуха. Выброс загрязняющих веществ от стационарного источника осуществляется без специального разрешения.
22 февраля 2018 года с 11.08 до 11.28 часов, с 11.45 до 12.05 часов, с 12.50 до 13.К часов специалистом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" в Чишминском, Архангельском, Благоварском, Давлекановском. Кармаскалинском, Кушнаренковском районах произведен отбор атмосферного воздуха на границе с жилой зоной по адрес, придомовая территории по адрес.
Согласно протоколу лабораторных испытаний N.., N.., N... от 26 февраля 2018 года, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе предельно допустимые нормы концентрации не превышают.
Судом также установлено, что ООО "Буздякский трубокомплекс" разработан проект допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Проект прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, составлено экспертное заключение N... от 16 января 2018 года.
На проект выдано санитарно - эпидемиологическое заключение N... от 30 января 2018 года, согласно которому выбрось: предприятием вредных веществ соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основании разрешения N... от 26 февраля 2018 года на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух.
Суд первой инстанции, установив, что данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что спорный объект, в отношении которого прокурором Буздякского района Республики Башкортостан заявлен иск к ООО "Буздякский трубокомплекс", является вновь строящимся или реконструируемым объектом, пришел к правильному выводу о том, что действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на ответчика не распространяется, следовательно, оснований для возложения на него обязанности утвердить границы санитарно-защитной зоны, разработать и согласовать проект санитарно-защитной зоны не имеется, и обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы в апелляционном представлении не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, они направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благоварского межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Буздякского района Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Т.К. Свистун
Судьи Е.В. Жерненко
Н.Н. Мартынова
Справка: судья Имашева Э.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.