Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего А.А. Гизатуллине
судей Е.В. Жерненко
Н.Н. Мартыновой
при секретаре Р.М. Хасанове
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ибрагимова М.Х. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2018 г, которым постановлено:
Исковые требования Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р. к Обществу с ограниченной ответственностью "Национальная туристическая компания Интурист", Обществу с ограниченной ответственностью "БестТревел" о защите прав потребителя в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о реализации туристского продукта - удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "БестТревел" в пользу Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р. убытки в размере 919 руб, неустойку в размере 827,10 руб, почтовые расходы в размере 97,64 руб, штраф в размере 873,05 руб, по 1 358,40 руб. в пользу каждого.
В удовлетворении остальных исковых требований Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р. к Обществу с ограниченной ответственностью "БестТревел" - отказать.
В удовлетворении исковых требований Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р. к Обществу с ограниченной ответственностью "Национальная туристическая компания Интурист" о взыскании стоимости туристического продукта по договору N... от 07.09.2017г, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "БестТревел" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Ибрагимов М.Х, Даянова P.P. обратились в суд с иском к ООО "Интурист", ООО "БестТревел" о защите прав потребителя в связи с ненадлежащим исполнением условий договора о реализации туристского продукта, указывая, что 07.09.2017г. между истцами и ответчиком ООО "БестТревел", выступающий в качестве турагента, заключен договор реализации туристских услуг N... По условиям приложения N... к договору турагент обязался разместить истцов в г..Анталья Турции в отеле Bingo 4* dbl STD - standart с питанием AL с датой заезда 12.09.2017 г..и датой выезда 20.09.2017г. с количеством ночей 7 Указанным договором предусматривалось, что дополнительные услуги как топливный сбор, встреча и проводы, медстраховка, авиаперелет и трансфер включены в общую стоимость тура, что составляет 57 433 руб. Указанная сумма внесена истцом при подписании договора единовременно в размере 58 352 руб. ООО "БестТревел" не проинформировал истцов о существовании надлежащего оператора. Название отеля "Фортуна" означает любой отель указанной категории на усмотрение туроператора. Предусмотренные Договором условия истцам оказаны ненадлежащего качества. Ближе к вечеру представлена одна из комнат в трехкомнатном номере N.., в состоянии не пригодном для проживания во всех отношениях: грязь, общий туалет на 3 комнаты, постельное белье грязное, полотенца не представлены вообще за весь период проживания в отеле, комната и сам номер не закрывались. По заселении также выяснилось, что отсутствует холодильник, телевизор (имелся, но не работали), протекает вода в общем туалете. Указанные нарушения не были устранены ни на следующий день, ни в последующем. За время проживания в номере ни разу не была произведена смена белья и уборка помещения. Реальная возможность для связи с ответчиком-агентом в день заселения у истцов отсутствовала, информацией о необходимости обращения с претензией к туроператору истцы не располагали.
Ввиду отсутствия связи в отеле, истцы смогли связаться с агентом 12.09.2017г. только в холле соседнего отеля, откуда была направлена претензия с телефона истца Даяновой P.P. К претензии истцы приложили фотографии состояния предоставленных им для проживания комнат. На указанную претензию ответчик не ответил. Истцы считают, что нарушены существенные условия договора, так как предоставленный отель не соответствует категории 4*, заселение было после установленного времени только в 15-00, условия проживания и питания были ненадлежащего качества. Письменное обращение агенту направлено 21.09.2017г, туроператору - 29.09.2017г. Просили расторгнуть договор об оказании туристских услуг N... от 07.09.2017г. между Ибрагимовым М.Х. и ООО "БестТревел", взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу Ибрагимова М.Х. стоимость туристического продукта по договору N... от 07.09.2017г. в размере 58352 руб... неустойку в размере 42 013,44 руб, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб, почтовые расходы в размере 97,64 руб, штрафные санкции согласно Пленума ВС РФ от 28.06.2012г, взыскать с ответчиков в пользу Даяновой P.P. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ибрагимов М.Х. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом не принято во внимание, что ответчик нарушил основные положения Закона РФ "Об основах туристической деятельности в РФ", на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых услугах. Сертификат соответствия отеля "Бел тур" категории 4* не соответствует фактическим условиям получения туристических услуг надлежащего качества.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в части с принятием в отмененной части нового решения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует, что 07.09.2017г. между Ибрагимовым М.Х. и ООО "БестТревел", выступающий в качестве турагента, был заключен договор реализации туристских услуг N...
Согласно п. 1.3 Договора услуги, входящие в туристский продукт, оказываются туроператором непосредственно или с привлечением третьих лиц. Ответственность за предоставление услуг несет туроператор.
Согласно п. 1.4 Договора турагент осуществляет реализацию туристского продукта на основании договора с туроператором или на основании субагентского договора с уполномоченным туроператором агентом.
ООО "БестТревел" реализовал туристский продукт истцу в рамках агентского договора с ООО "НТК Интурист", заключенного 29.12.2015 г.
Согласно приложению N... к договору N... от 07.09.2017 г. участниками тура являются Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р, размещение: Турция, Анталья, отель Bingo 4* dbl STD - (standart), питание AL, дата заезда дата, дата выезда дата, 8 ночей. Дополнительные услуги: топливный сбор, встреча/проводы, медстраховка, авиаперелет, трансфер включены в стоимость тура, которая составляет 57 433 руб.
В Приложении N... п. 3 отель указан "Bingo 4*" - это система, при которой право выбора отеля остается за туроператором, туристом оплачивается только звездность, в данном случае 4.
Ибрагимов М.Х. оплатил стоимость тура в размере 58 352 руб, что подтверждается квитанцией от 07.09.2017г.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию относятся к договорам возмездного оказания услуг и в случае заключения таких договоров между гражданином заказывающим, приобретающим или использующим услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд и организацией либо индивидуальным предпринимателем, оказывающих такие услуги применяются положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
Статьей 29 Закона "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги), а также полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а также между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ст. ст. 1, 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" порядок оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 452 от 18.07.2007 года утверждены "Правила оказания услуг по реализации туристского продукта".
Согласно п. 1 Правил под потребителем понимаются заказчик туристского продукта, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом РФ.
В силу положений ст. 9 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений туриста с туроператором (турагентом) изначально формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг и степени ответственности туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 10 того же Федерального закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Требования, предъявляемые к договору о реализации туристского продукта, установлены ч. 2 ст. 10 Федерального закона.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
Пунктом 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 452 от 18 июля 2007 года, предусмотрено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.
Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать в том числе сведения о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта -программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта; о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта.
В соответствии с абз. 5 ст. 6 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Абзацем 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ предусмотрено, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по сделке. При этом п. 4 указанной статьи установлено, что законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.
Такие особенности правового положения турагентов установлены ст. ст. 9 и 10 статьи 10.1 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В силу положений ст. 9 Федерального закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" независимо от того, от чьего имени заключался договор оказания туристических услуг, туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом или иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должна содержаться взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком, в частности, за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте.
Судом первой инстанции установлено, что Ибрагимов М.Х. уплатил за туристский продукт 58 352 руб. вместо предусмотренной договором стоимости в размере 57 433 руб. и обоснованно взыскал с ООО "БестТревел" в пользу Ибрагимова М.Х. излишне уплаченная сумма в размере 919 руб, неустойку и штраф. В указанной части решение районного суда не обжалуется.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком ООО "Интурис", по прибытии в Турцию истцы были размещены в соответствии с системой "Bingo ALL Regions"-4* в отеле "Beltur" 4*. Свою позицию суд обосновал тем, что в материалах дела имеется информация от принимающей стороны, официальная категория отеля "Beltur" -4*. Все условия проживания и обслуживания в нем полностью соответствуют необходимым требованиям, предъявляемым в Турции к отелям данной категории. Классность отелей устанавливается уполномоченными органами Турции, а так же тем, что вся информация об отеле и туре истцам были доведена, доказательств подтверждающих, что они проживали в отеле не соответсвующей звездности не представлено.
С указанными выводами суда согласиться нельзя, поскольку в представленный в материалы дела сертификат(т.1 л.д. 213) не имеет подтверждения, а согласно ответу Посольства Турецкой Республики/Отдела культуры и туризма направленный Федеральному Агенству Ростуризма за подписью Советника по культуре и туризму Посольства Турции Джелаля КЫЛЫЧ (т.2 л.д. 27), приобщенному судом Апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела, отель "Бел Тур" расположенный в п. Бельдиби, не зарегистрирован в министерстве соответственно не имеет какой-либо звездности.
Из материалов настоящего дела видно, что в соответствии с приобретенным истцом у ООО "БестТревел" туристского продукта в рамках агентского договора с ООО "НТК Интурист", заключенного дата участниками тура являются Ибрагимова М.Х, Даяновой Р.Р, размещение: Турция, Анталья, отель Bingo 4* dbl STD - (standart), питание AL, дата заезда 12.09.2017 г, дата выезда 20.09.2017 г, 8 ночей. Дополнительные услуги: топливный сбор, встреча/проводы, медстраховка, авиаперелет, трансфер включены в стоимость тура, которая составляет 57 433 руб.
В Приложении N... п.З отель указан "Bingo 4*" - это система, при которой право выбора отеля остается за туроператором, туристом оплачивается только звездность, в данном случае 4.
Никем из ответчиков не оспаривается в ходе рассмотрения дела не оспаривается, что туристам по условиям данного договора подлежал предоставлению отель 4*.
С выводом суда в решении о том, что предоставленный туристам для проживания отель "Beltur" имеет указанную категорию, согласиться нельзя поскольку в материалах дела он не имеет подтверждения.
В материалах дела, в том числе непосредственно в решении, сведений о том, что судом изучались нормы права Турецкой Республики, регулирующие стандарты обслуживания, в том числе, для целей классификации отеля класса 4*, правила сертификации, в том числе, о внесении изменений в сертификат звездности, отсутствуют.
Из содержания имеющегося в материалах дела сертификата туристического предприятия следует, что он выдан в отношении "БЕЛТУР ОТЕЛЬ" приложенная копия никем не заверена, а приложенная незаверенная копия перевода удостоверенного нотариусом, отражает лишь правильность перевода, а не соответствие подлинности переводимого документа. Информация об отеле "Beltur" -4*, представленная туроператором, не соответствует описанию в сертификате туристического предприятия, в том числе, о составе номерного фонда.
Кроме того, данные суждения косвенно подтверждаются распечаткой скриншотов сайтов в сети интернет, где отель "Beltur" выходит под разной "звездностью".
При указанных фактических обстоятельствах правовые основания для вывода о том, что представленный как отелю класса 4* сертификат относится и подтверждает звездность отеля "Beltur", в котором был размещен истец, отсутствуют.
С указанием суда, что доказательства несоответствия отеля, в котором истец и члены его семьи были размещены, указанному в договоре уровню 4*, должны быть представлены истцом, согласиться нельзя.
Судом не учтено, что размещение истца и членов его семьи в отеле класса 4* согласно договору оказания услуг по реализации туристского является обязанностью туроператора. Соответственно, именно указанное лицо обязано как располагать документами, подтверждающими соответствие предложенного места размещения классу 4*, так и представить такую информацию истцу как потребителю по его требованию.
Из материалов дела видно, что истец в период пребывания в отеле "Beltur" неоднократно пытался получить информацию о соответствии отеля классу 4*, доказательства предоставления ему такой информации отсутствуют. Нормы права, которые обязывают истца как потребителя истребовать информацию о звездности отеля, находящегося в другом государстве, у иных лиц, и каких именно, в решении не приведены. Ссылка суда в решении, что обращения истца и фотографии не имеют доказательственной силы, приведена без учета обстоятельств дела, из которого видно, что претензии истца направлены как письменно так и на электронный адрес туроператора.
Поскольку в возражениях на иск туроператор настаивал на размещении туристов в отеле класса 4*, обязанность представить доказательства этому в силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на туроператора, которым, как выше отмечено, такие доказательства не представлены.
При установленных в настоящем деле фактических обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о нарушении ответчиком ООО "Интурист" прав истца как потребителя.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право, в том числе, на компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 3 и 5 ст. 9 названного Закона туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Истец просит о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме 20000 руб. 00 коп, которую, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия признает соответствующей характеру нравственных страданий истца, указавшего на нахождение в стрессовом состоянии в период испорченного отдыха, чувство унижения от пренебрежения со стороны туроператора своими правами.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" обращено внимание, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона).
Из материалов дела видно, что с заявленными в настоящем деле требованиями, в том числе с требованием о компенсации морального вреда, истец к ответчику ООО Национальная Туристическая Компания "Интурист" обращался, что туроператором оставлено без внимания.
Учитывая изложенное, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истца к ООО Национальная Туристическая Компания "Интурист" о компенсации морального вреда, штрафа подлежит отмене на основании ч. ч. 1 и 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения о взыскании с ООО Национальная Туристическая Компания "Интурист" в пользу истца компенсации морального вреда в размере 20000 руб. 00 коп. и штрафа в размере 10000 рублей.
Вместе с тем, к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков в пользу истца уплаченной за туристский продукт денежной суммы, суд первой инстанции пришел правильно.
Из материалов дела видно, что всеми входящими в туристский продукт услугами, в том числе, проживанием в отеле "Beltur", истец и члены его семьи фактически воспользовались, об отказе от договора ввиду претензий к качеству туристского продукта в части предоставленного места размещения, истцом заявлено не было. Доказательства того, что уплаченная истцом за туристский продукт денежная сумма превышает его стоимость с учетом размещения истца и членов его семьи в отеле "Beltur", в материалах настоящего дела также отсутствуют.
В апелляционной жалобе истца доводов, влияющих на правильность решения суда в указанной части, не приведено.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой ст. 330 данного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Ибрагимова М.Х. к ООО "Национальная туристическая компания Интурист" о взыскании компенсации морального вреда, штрафа.
В отмененной части принять новое решение.
Исковые требования Ибрагимова М.Х. к ООО "Национальная туристическая компания Интурист" о взыскании морального вреда и штрафа удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Национальная туристическая компания Интурист" в пользу Ибрагимова М.Х. компенсацию морального вреда 20000 рублей, штраф 10000 рублей.
Взыскать с ООО "Национальная туристическая компания Интурист" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
В остальной части решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий: А.А. Гизатуллин
Судьи: Е.В. Жерненко
Н.Н. Мартынова
Судья: Турьянова Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.