Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х,
судей Коргун Н.В, Минеевой В.В,
с участием прокурора Сафина А.Р,
при секретаре Гарафутдиновой А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Стерлитамак обратился в суд с исковым заявлением в интересах Васильевой Д.С. к администрации городского округа г.Стерлитамак об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключения договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Требования мотивированы тем, что во исполнение пункта 4.1. решения расширенного заседания коллегии прокуратуры РБ от 27 августа 2013 г, пункта 5 Приказа ГП РФ N 188 от 26 ноября 2007 г. "Об организации прокурора надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи", а также в связи с поступившим обращением Васильевой Д.С. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, проживающих на поднадзорной территории. При этом установлено, что Васильева Д.С. имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительский прав на основании решения Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2007 г. Согласно справке финансового лицевого счета N... от 14 апреля 2017 г. Васильева Д.С. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: адрес квартиры составляет 29,9 кв.м, в указанной квартире зарегистрировано 3 человека, соответственно, Васильева Д.С. обеспечена жилым помещением, площадью менее 12 кв.м. С 23 декабря 2013 г. состоит на учете в администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан Васильевой Д.С. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, в т.ч. право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июня 2018 г. исковые требования прокурора г. Стерлитамак РБ в интересах Васильевой Д.С. к администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного помещения сроком на 5 лет удовлетворены, постановлено: обязать администрацию городского округа г. Стерлитамак предоставить Васильевой Д.С, 1 марта 1998 года рождения, проживающей по адресу: адрес Республики Башкортостан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с нею договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права. Указывает, что в настоящее время в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения соответствующие заявленным требованиям.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-в органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-3 установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 г. права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Васильева Д.С, дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
На основании решения Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2017 г. родители Васильевой Д.С. - ФИО5 и ФИО6 лишены родительских прав в отношении нее.
Постановлением администрации городского округа г. Стерлитамак N... от 20 декабря 2006 г. Скорнякова Ф.М. назначена опекуном несовершеннолетней внучки Васильевой Д.С.
Согласно справке СГФ ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ" от 13 октября 2017 г. N... Васильева Д.С. не имеет объектов недвижимости, зарегистрированных на праве собственности в СГФ ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ".
В соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ сведениями от 14 апреля 2017 г, Васильева Д.С. является собственником... доли квартиры, расположенной по адресу: адрес, общей площадью 29,9 кв.м.
В соответствии с постановлением администрации городского округа г.Стерлитамак N 2722 от 23 декабря 2013 г. Васильева Д.С. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения за счет дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Васильева Д.С. достигла совершеннолетия (18 лет). В нарушение вышеизложенных требований законодательства, администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан Васильевой Д.С. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан обязанность предоставить Васильевой Д.С. специализированное жилое помещение.
Довод апелляционной жалобы о том, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения соответствующие заявленным требованиям, является несостоятельным, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Справка: судья Л.Н. Мартынова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.