Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Александровой Н.А. и Смирновой О.В,
при секретаре Салимгареевой Л.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уразбахтиной ФИО8 к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об оспаривании решения об отказе в выдачи разрешения на строительство и обязании устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе Уразбахтиной Т.С. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А, выслушав объяснения представителя Уразбахтиной Т.С.- Уразбахтина Д.Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
определила:
Уразбахтина Д.Ф. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее администрация MP Уфимский район РБ), мотивируя требования тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный на землях населенных пунктов, площадью 766 кв.м, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: адрес, данных о регистрации обременении (ограничений) не содержит.
дата Уразбахтина Т.С. обратилась с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
дата Главным архитектором MP Уфимский район РБ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N... по адресу: адрес.
дата Уразбахтина Т.С. обратилась в МАУ "УЗАиС MP Уфимский район РБ" с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: адрес.
дата Администрация МР Уфимский район РБ письмом за N... отказала Уразбахтиной Т.С. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Административный истец считает, что, являясь собственником земельного участка, она вправе возвести на нем жилое строение, в связи с чем просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома и возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушение прав Уразбахтиной Т.С. путем выдачи разрешения на строительство жилого дома.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Уразбахтиной Т.С. отказано.
В апелляционной жалобе Уразбахтиной Т.С. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суду при рассмотрении дел данной категории следует выяснить: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующим данные правоотношения.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем, такая необходимая совокупность по настоящему делу судом первой инстанции не была установлена.
Как следует из материалов дела, Уразбахтина Т.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (номер государственной регистрации N... от дата).
дата Уразбахтина Т.С. обратилась в администрацию МР Уфимский район с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.
дата. главным архитектором MP Уфимский район РБ утвержден градостроительный план N.., в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером N... расположен в зоне Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами с индивидуальными земельными участками и блокированными домами с приквартирными участками предназначена для проживания отдельных семей в отдельно стоящих домах усадебного типа и блокированных домах с приквартирными участками с правом ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (содержание домашнего скота и птицы), и индивидуальной трудовой деятельности с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Кроме того, в градостроительном плане N... указано, что в связи с отсутствием красной линии застройки зона допустимого размещения зданий и сооружений не установлена.
дата административным истцом подано заявление о выдаче разрешения на строительство.
дата Администрацией Муниципального района Уфимский район письмом исх. N N... в оформлении и выдаче разрешения на строительство отказано на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием зоны допустимого размещения зданий, строений и сооружений в градостроительном плане земельного участка от дата N...
дата Уразбахтина Т.С. вновь обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, к заявлению представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка от дата N.., схема планировочной организации земельного участка
Письмом N... от дата Администрация МР Уфимский район отказала ей в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ссылаясь на несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка. Кроме того, отмечено, в градостроительном плане земельного участка N... отсутствует зона допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, проанализировав представленные сторонами доказательства, проверив порядок принятия оспариваемого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, установил, что оно не нарушает прав, свобод и законных интересов Уразбахтиной Т.С, поскольку принято уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления с соблюдением установленного порядка и на основании действующих нормативно- правовых актов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений): разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства...
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация... в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 4 той же статьи Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу подпункта 2 пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе раздел "Схема планировочной организации земельного участка", которая выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Требования к содержанию данного раздела установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение N 87), согласно которому схема планировочной организации земельного участка является частью проектной документации (разделом 2) и состоит из двух частей: текстовой и графической.
Согласно пункту 12 Положения N 87 текстовая часть схемы должна содержать: характеристику земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование границ санитарно-защитных зон объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка - в случае необходимости определения указанных зон в соответствии с законодательством Российской Федерации; обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническим регламентами либо документами об использовании земельного участка (если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент); технико-экономические показатели земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; обоснование решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод; описание организации рельефа вертикальной планировкой; описание решений по благоустройству территории; зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (основного, вспомогательного, подсобного, складского и обслуживающего назначения) объектов капитального строительства - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешние и внутренние (в том числе межцеховые) грузоперевозки, - для объектов производственного назначения; характеристику и технические показатели транспортных коммуникаций (при наличии таких коммуникаций) - для объектов производственного назначения; обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту
капитального строительства, - для объектов непроизводственного назначения;
Графическая часть схемы должна отображать: - схему планировочной организации земельного участка с отображением: мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним; границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (при их наличии); решений по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства; схемы движения транспортных средств на строительной площадке; -план земляных масс; -сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; -ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, предоставленного для размещения этого объекта, с указанием границ населенных пунктов, непосредственно примыкающих к границам указанного земельного участка, границ зон с особыми условиями их использования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также с отображением проектируемых транспортных и инженерных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным и инженерным коммуникациям - для объектов производственного назначения.
По смыслу приведённых выше норм права, целью одновременного представления градостроительного плана и схемы планировочной организации земельного участка как части проектной документации является сопоставление проектной документации с градостроительным планом земельного участка и установление их соответствия, которое в силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подтверждается посредством выдачи разрешения на строительство.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, схема планировочной организации земельного участка, представленная административным истцом, представляет собой выполненный заявителем самостоятельно чертёж земельного участка с кадастровым номером N.., который не соответствует градостроительному плану земельного участка N... от дата и не содержит обязательных сведений, перечисленных в пункте 12 упомянутого выше Положения N... При этом сведения о размерах и конфигурации объекта капитального строительства, границы размещения жилого дома и хозяйственных построек на данной схеме указаны заявителем произвольно, по собственному усмотрению.
При указанных фактических обстоятельствах дела представленная Уразбахтиной Т.С. органу местного самоуправления схема планировочной организации земельного участка составлена без учета положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, требований постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", в связи с чем у суда не имелось оснований для возложения обязанности на администрацию МР Уфимский район РБ выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N...
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что несоответствие схема планировочной организации земельного участка установленным вышеуказанными нормативными актами требованиям должно приравниваться фактически к отсутствию указанного документа является правильным.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 227 КАС РФ, находит решение суда законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, действия административного ответчика по принятию отказа в выдаче разрешения на строительство, являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Судебная коллегия учитывает, что в случае устранения указанных недостатков, Уразбахтина Т.С. не лишена возможности повторно обратиться в Администрацию МР Уфимский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что схема планировочной организации земельного участка как являющаяся частью проектной документации не требуется при осуществлении строительства объектов индивидуального жилищного строительства судебной коллегией во внимание не принимаются как основанные на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
В целом, доводы жалобы аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иная оценка доказательств и иное толкованием норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уразбахтиной Т.С. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
О.В. Смирнова
Справка: судья Кузнецов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.