Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Кудасовой Т.А,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 апреля 2018 года гражданское дело N2-3232/2017 по апелляционной жалобе Лашманова А. Л. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года по иску Лашманова А. Л. к АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" об обязании произвести определенные действия.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю, объяснения Лашманова А.Л. и его представителя адвоката Иваниной И.П, представителя АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" - Запатрина Р.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Лашманов А.Л. обратился в суд с иском к АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" о признании отказа в оформлении абонементного проездного билета пригородным железнодорожным транспортом незаконным, обязании оформить проездной абонементный билет на период действия с 15 марта 2107 года по 31 декабря 2017 года на основе бесконтактной смарт-карты на маршрут: "адрес", компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что является инвалидом "... ", 15 марта 2017 года обратился к ответчику с просьбой оформить проездной абонементный билет на период действия с 15 марта 2017 года по 31 декабря 2017 года на основе бесконтактной смарт-карты. Ответом от 13 апреля 2017 года в оформлении абонемента отказано. Истец полагает, что отказ ответчика не основан на законе и нарушает его права как гражданина пользующегося социальными льготами.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Лашманова А.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Лашманов А.Л. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель Министерства департамента правовой и международной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечения не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом телефонограммой / "... "/, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил.
В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В силу п. 4 ст. 14 ФЗ РФ от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", проезд пассажиров на железнодорожном транспорте во всех случаях осуществляется по проездным документам (билетам), в том числе пассажиров, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации предоставлены льготы на оплату проезда на железнодорожном транспорте.
Согласно п. 14 "Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузового багажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 марта 2005 года N 111, для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы.
В соответствии с ч. 8 ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 указанного Закона гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1, в состав предоставляемого набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно пунктам 5.1 - 5.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории РФ без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично без ограничения поездок и маршрутов следования.
Бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке.
Гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь безденежные проездные документы (билеты), сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лашманов А.Л. является получателем набора социальных услуг и с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, что подтверждается копией справки от 23 ноября 2016 года.
В 2017 году перевозка граждан - получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным пригородным транспортом в поездах пригородного сообщения осуществляется АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на основании Государственного контракта N... от 11 мая 2017 года, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и ответчиком.
В соответствии с подпунктами "а - в" пункта 15 указанного государственного контракта, исполнитель АО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" обязался оказывать услуги гражданам-получателям социальной услуги без взимания с них платы за проезд без ограничения числа поездок и маршрута следования, оформлять проездные документы (билеты) на поезда пригородного сообщения гражданам-получателям социальной услуги в соответствии с Приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 года N 473 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортном", оформлять и выдавать проездные документы (билеты) установленной формы на поезда пригородного сообщения гражданину-получателю социальной услуги при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего льготный статус и справки, образец которой утвержден постановлением правления ПФР от 02 ноября 2006 года N 261-п.
Истец указал, что в связи с проживанием в Санкт-Петербурге и работой в "адрес", у него имеется необходимость постоянного пользования услугами пригородного железнодорожного транспорта по одному и тому же маршруту. Принимая во внимание наличие права бесплатного проезда, истец обратился к ответчику за оформлением абонементного билета льготного проезда, в чем ему было отказано.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции оценив представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку действия перевозчика не противоречат требованиям действующего законодательства, не предусматривающего оформление абонементных проездных документов льготного проезда.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Правительство РФ Постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 утвердило Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с п. 4 указанных Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно п. 12 Правил средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения направляются на оплату этой услуги организациям, осуществляющим перевозку граждан на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, по перечню согласно приложению N 1, заключившим контракт с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с типовым контрактом, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно указанному утвержденному типовому контракту гражданину - получателю социальной услуги оформляется проездной документ (билет) для поездки "туда" или "туда и обратно" до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки или предварительно, что соответствует подпункту "д" пункта 15 оспариваемого истцом Государственного контракта.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации ежемесячно направляет перевозчикам средства на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения на основании ежегодно заключаемых с ними государственных контрактов путем оплаты представленных ими счетов в размере, равном одной двенадцатой цены государственного контракта, рассчитанной в соответствии с пунктом 24 (1) настоящих Правил (п. 23).
В решении N ГКПИ11-526 от 07 июня 2011 года Верховный Суд РФ указал, что в соответствии с Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании договора об оказании услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", направляет средства на предоставление гражданам бесплатного проезда путем оплаты счетов, представленных указанным акционерным обществом. При этом оплата по договору производится на основании данных фактического учета перевозок указанных категорий граждан и прогноза объемов этих перевозок на планируемый год исходя из их фактической стоимости.
Установление проезда льготных категорий граждан на основании безденежных проездных документов позволяет учитывать перевозки указанных категорий граждан для последующих расчетов по договору об оказании услуг по перевозке граждан.
Из вышеуказанного следует, что целью недопущения необоснованного расходования бюджетных средств и освоения перевозчиком средств в том объеме компенсации льгот по проезду, в котором они востребованы соответствующей категорией граждан, законодатель устанавливает ежемесячное финансирование льготного проезда и выдачу разовых проездных бесплатных билетов.
Ни ФЗ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ни ФЗ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не содержат норм, запрещающих оформлять разовые проездные билеты в день осуществления поездки и норм, обязывающих в обязательном порядке оформлять абонементные проездные документы гражданам - получателям социальных льгот.
При таких обстоятельствах, действия ответчика соответствуют действующему законодательству и заключенному государственному контракту с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которым предусмотрено предоставление разовых безденежных документов (билетов).
При этом, судебная коллегия не усматривает нарушения гарантированных государством прав льготной категории граждан предоставлением истцу услуги по бесплатному проезду на основании безденежных разовых проездных документов (билетов), поскольку не препятствует истцу в осуществлении его права по пользованию предоставленной социальной услугой по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте. Перевозчиком обеспечивается беспрепятственный доступ к билетным кассам пригородного сообщения и внеочередное оформление гражданам - получателям социальных льгот разовых проездных билетов.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат материалам дела, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лашманова А. Л. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.