Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Стаховой Т.М, Бутковой Н.А.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 июля 2018 года административное дело N2а-3785/2018 по апелляционной жалобе Баташовой И. С. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2018 года по административному исковому заявлению Баташовой И. С. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения, возложении обязанности по совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
Выслушав объяснения представителя административного истца Баташовой И.С. - Пильник Е.Н, представителя административного ответчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Карпухиной Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Баташова И.С. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года N4539 в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановив ее на учете с сохранением даты постановки на учет.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2018 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явилась, извещена судом заблаговременно (28 мая 2018 года) и надлежащим образом (телефонограммой лично) о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известила, об отложении рассмотрения спора не ходатайствовала, представление своих интересов доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Баташовой И.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баташова И.С, с 10 июня 1993 года была зарегистрирована в общежитии, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Распоряжением от 27 декабря 2001 года дом по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" переведен из статуса общежитие в статус жилого дома.
Истец с семьей из 3 человек ( "... ", "... " Г.О.Г. и Б.М.А.), "... " Ш.М.А. занимают 4 комнаты (жилой площадью 48,2 кв.м (11,9+11,8+11,9 + 12,6), общей площадью 82,0 кв.м (234,90 / 146 * 51 (19/146 + 19/146 + 13/146)), в 12-ти комнатной коммунальной квартире.
С 25 сентября 2003 года Баташова И.С, "... " Г.О.Г, "... " Б.М.А. состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Распоряжением администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года N 4539, с учетом решения жилищной комиссии от 14 ноября 2017 года, Баташова И.С. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с приобретением жилого дома в Тверской области по договору купли-продажи от 6 сентября 2017 года, о чем в ее адрес направлено соответствующее уведомление.
Полагая приведенное распоряжение незаконным, Баташова И.С. ссылалась на то, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", право собственности на который зарегистрировано 13 сентября 2017 года, является непригодным для проживания. В обоснование своих доводов истец представила в суд документы, подтверждающие техническое состояние дома, а также постановление администрации "... " от 15 марта 2018 года N N... о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения, так как жилищная обеспеченность административного истца, с учетом приобретенного дома в Тверской области, превышает норму предоставления, в связи с чем оспариваемое решение является законным и обоснованным. При этом, поскольку представленное постановление от 15 марта 2018 года о признании приобретенного дома не пригодным для проживания, вынесено позже принятия оспариваемого решения снятия административного истца с учета нуждающихся, то данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности принятого администрацией района распоряжения от 14 августа 2017 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Вводного закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, по смыслу части 2 статьи 6 Вводного закона гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П по жалобе на нарушение прав частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указанное положение не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Таким образом, в том числе учитывая ранее приведенные положения части 2 статьи 6 Вводного закона, гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 части 1 данной нормы предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.
Положение части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Под общей площадью жилья в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается выраженный в квадратных метрах и определяемый в соответствии с действующими нормами и правилами размер общей площади квартиры, индивидуального жилого дома, части квартиры или(и) индивидуального жилого дома.
Сведения о жилищной обеспеченности должны содержать информацию об общей площади всех жилых помещений (квартир, индивидуальных жилых домов, частей квартир или(и) индивидуальных жилых домов), принадлежащих заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности и находящихся в пользовании заявителя и совместно проживающих с ним членов семьи по иным основаниям, независимо от места нахождения жилых помещений и типа жилищного фонда.
Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.
В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 7 сентября 1987 года N 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади - 9 кв. м на человека.
Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлена иная норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 кв.м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
Анализ изложенных правовых норм позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что основанием для снятия административного истца с учета нуждающихся, с учетом конкретных обстоятельств дела, могла быть расценена ее обеспеченность общей площадью жилых помещений выше нормы предоставления, существующей в настоящее время.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 6 сентября 2017 года Баташова И.С. приобрела жилой дом, общей площадью 54,0 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; право собственности зарегистрировано 13 сентября 2017 года.
Также при рассмотрении спора в суде административный ответчик ссылался на то, что зятю Баташовой И.С. - Ш.М.А, на праве собственности принадлежит ? доли в квартире общей площадью 51,3 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что это обстоятельство не могло быть принято во внимание судом первой инстанции, поскольку не основано на материалах дела, так как, согласно представленной в материалы дела копии свидетельства, брак между Ш.М.А. и Г.О.Г. был расторгнут 24 октября 2014 года. Эти сведения были представлены административным истцом в администрацию района.
Кроме того, обстоятельства наличия у Ш.М.А. в собственности жилого помещения не являлись основанием для снятия Баташовой И.С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании оспариваемого распоряжения от 14 ноября 2017 года.
Также, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание представленные административным истцом доказательства о техническом состоянии приобретенного ею дома.
Судебная коллегия учитывает, что спорное помещение было приобретено истцом в сентябре 2017 года, в связи с чем, ранее у истца отсутствовала возможность инициировать проведение проверки характеристик данного дома.
Как следует из распоряжения администрации "... " N.., 29 декабря 2017 года была создана комиссия по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Заключением комиссии от 29 января 2018 года были выявлены основания для признания указанного дома непригодным для проживания.
То обстоятельство, что постановление по результатам работы комиссии и обследования объекта недвижимости было вынесено спустя значительное время, не может быть расценено в качестве основания для непринятия результатов их оценке.
При этом судебная коллегия учитывает, что из материалов дела следует, что Баташова И.С. неоднократно обращалась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлениями, в которых указывала на несоответствие приобретенного ее дома нормам, предъявляемым к жилым помещениям, что позволяло административному ответчику предоставить Баташовой И.С. возможность для проведения проверки характеристик спорного дома, принимая во внимание, что законодателем не определен срок, в течении которого государственный орган должен вынести решение о снятии с учета нуждающихся, в случае изменения жилищных условий.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, административный ответчик необоснованно принял во внимание факт наличия у административного истца дома в Тверской области при определении ее жилищной обеспеченности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в признании незаконным распоряжения администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года N4539, возложении обязанности по восстановлении на учете нуждающихся не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Решение суда подлежит отмене. Заявленные требования подлежат удовлетворению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2018 года отменить.
Признать незаконным распоряжение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года N 4539 в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях Баташовой И. С..
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга в месячный срок с даты вынесения настоящего апелляционного определения восстановить Баташову И. С. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты первоначальной постановки на учет.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.