Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Стаховой Т.М, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июля 2018 года административное дело N2а-199/18 по апелляционной жалобе Назарова Е. С, Чернышева М. В, Шайхайдарова Р. В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2018 года по административному исковому заявлению Назарова Е. С, Чернышева М. В, Шайхайдарова Р. В. к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербург об оспаривании разрешения N78015-0552-2017 от 3 мая 2017 года на строительство многофункционального делового комплекса на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по улице Савушкина),
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административных истцов - Назарова Е.С, Шайхайдарова Р.В, представителя административных истцов - Кана В.Т, представителя административного ответчика Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербург - Пашковой Н.С, представителя заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга - Курганова С.В, представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - Светловой Е.Н. представителя заинтересованного лица ООО "Евразийский центр делового сотрудничества "Астана" - Ивановой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаров Е.С, Чернышев М.В, Шайхайдаров Р.В. обратились в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербург, в котором просили признать незаконным разрешение N78015-0552-2017 от 3 мая 2017 года на строительство многофункционального делового комплекса на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по улице Савушкина).
Решением Куйбышевского районного суда Санкт - Петербурга от 13 марта 2018 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагают решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец - Чернышев М.В. не явился, извещен судом заблаговременно (10 июля 2018 года) и надлежащим образом (телефонограммой лично) о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, представление своих интересов доверил представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Чернышева М.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 8 июля 2009 года N2177 "О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, перспективным проездом от ул. Савушкина до проектируемой магистрали N21, проектируемой магистралью N21, в Приморском районе Санкт-Петербурга", а также в соответствии с частями 1, 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" подготовлен проект планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 5 сентября 2013 года N663 одобрен проект соглашения об утверждении Программы торгово-экономического, научно-технического, культурного и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Акиматом Астаны Республики Казахстан на 2013-2015 годы.
Согласно пункту 1.5 данного постановления Комитету по строительству, Комитету по градостроительству и архитектуре, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по внешнем связям предписано содействовать в создании в Санкт-Петербурге торгово-делового комплекса "Астана".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 октября 2013 года N802 ООО "Торговый центр "Астана" по инвестиционному договору для строительства коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения (торгово-деловой комплекс), был представлен земельный участок с кадастровым номером 78:34:4163:22 площадью 17 954 кв.м, расположенный по адресу: Приморский район, ул.Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома N112 литера А, по ул.Савушкина).
22 ноября 2013 года на основании данного постановления Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и ООО "Евразийский центр делового сотрудничества "Астана" был заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях N... для осуществления инвестиционного проекта по строительству коммерческого объекта не связанного с проживанием населения (торгово-деловой комплекс) сроком до 8 ноября 2017 года.
В эту же дату земельный участок площадью 17 594 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по ул.Савушкина) Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга передан владельцу.
При рассмотрении спора представители стороны ответчика не оспаривали обстоятельства того, что в настоящее время договор аренды земельного участка продолжает свое действие.
Правительством Санкт-Петербурга 24 января 2014 года принято постановление N 22 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе". Постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга "gov.spb.ru" 30 января 2014 года.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 3 октября 2016 года N... утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, ул.Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по ул.Савушкина).
Проектная документация на строительство многофункционального делового комплекса была разработана ООО "Лайфкволити Эволюшн" в 2016 году. ООО "Центр Экспертизы Строительных Проектов" выдано положительное заключение негосударственной экспертизы N... от 25 октября 2016 года указанной проектной документации и результатов инженерных изысканий.
24 апреля 2017 года ООО "Евразийский центр делового сотрудничества "Астана" обратилось в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - многофункциональный деловой комплекс по адресу: Санкт-Петербург, ул.Савушкин, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А, по ул.Савушкина), приложив все необходимые и требуемые документы.
Службой государственного строительного надзора и экспертизы было выдано ООО "Евразийский центр делового сотрудничества "Астана" разрешение N78-015-0552-2017 от 3 мая 2017 года на строительство многофункционального делового комплекса на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул.Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по ул.Савушкина).
Названным разрешением предусмотрено строительство многофункционального делового комплекса площадью 52 556,86 кв.м в 20 этажей, количество подземных этажей - 1, площадью застройки 10 394, 13 кв.м, высотой 69,34 кв.м на земельном участке размером 17 594 кв.м со сроком до 03 июня 2020 года.
Полагая выданное разрешение на строительство N78-015-0552-2017 от 3 мая 2017 года незаконным, административные истцы указывали на его противоречие действующему с 2016 года градостроительному регламенту, согласно которому для данной территории Приложением N4 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" установлена предельная высота в 35 м, никакие "локальные увеличения высоты" не предусмотрены. В то время как выданное разрешение на строительство предусматривает возведение объекта высотой 69,34 м, что противоречит Приложению N4 (лист 93) к постановлению Правительства Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года N524.
Административные истцы полагали, что оспариваемое разрешение нарушает их субъективные права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия.
В обоснование своих доводов истцы ссылались на решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2017 года, которым было признано незаконным постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N22 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул.Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе".
Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала, градостроительный план земельного участка адресу: Санкт-Петербург, ул.Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по ул.Савушкина) содержало такие высотные параметры строительства ( 70 м), которые не соответствовали действующим и действовавшим Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Однако, поскольку постановление правительства Санкт-Петербурга об утверждении проекта планировки с проектом межевания квартала от 24 января 2014 года решением суда от 18 августа 2017 года было признано недействующим после выдачи оспариваемого разрешения на строительство от 3 мая 2017 года, то применяя положения пункта 4.6 Приложения N 1 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 (которым предусмотрен переходный период), не имеют правового значения установленные градостроительным регламентом предельные параметры высотности в зоне строительства, коль скоро утвержденный до вступление в действие Правил землепользования и застройки проект планировки квартала допускает иные параметры строительства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что поскольку действующим законодательством не установлено такое последствие признания нормативного правового акта недействующим, как пересмотр его действия в период, когда он являлся обязательным для неопределенного круга лиц, и по смыслу приведенного пункта 4.6 застройщик мог отступить от установленных Правилами землепользования и застройки предельных параметров строительства, то административный ответчик правомерно выдал оспариваемое разрешение на строительство.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 утверждены "Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга 2016 года), которые вступили в действие с 30 июня 2016 года.
Согласно Приложению N 3 (лист 84) к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга для территории квартала 63 установлена предельная высота - 40 м.
Пунктом 4.1 Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки 2016 года установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 4.5 Приложения N 1 проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчетного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.
До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.
Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 4.6 Приложения N 1 в случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, противоречат установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, и(или) режимам использования земель в границах территорий указанных зон, применяются Правила.
Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законодательством Санкт-Петербурга.
В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, соответствуют установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, а также режимам использования земель в границах территорий указанных зон, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.
При этом в случае несоответствия проектов планировки территории, а равно проектов планировки с проектами межевания, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, Правилам в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в Правилах, в отношении которых Законом о зонах охраны не установлены требования к градостроительным регламентам, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.
До принятия указанных Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга 2016 года на территории Санкт-Петербурга подлежали применению Правила землепользования и застройки, утвержденные Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10.
Отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" признаны недействующими с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года N 3-311/10, от 22 июня 2012 года N 3-102/12, в том числе Приложение 4 в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Территория рассматриваемого квартала, согласно Приложению 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Санкт-Петербурга от 26 июня 2014 года N 417-65, относилась к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2, участок зоны 2-1.
Согласно Приложению N3 (схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга) к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в той же редакции высота зданий для указанной территории определялась в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Указанное Приложение N3 в части слов "высота зданий для указанной территории определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга" также признано недействующим с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года по делу N 3-311/10, от 22 июня 2012 года по делу N 3-102/12.
Таким образом, действовавшие на дату принятия градостроительного плана рассматриваемого в настоящем деле земельного участка градостроительные регламенты не предусматривали возможность строительства здания высотой до 70 м.
Как следует из решения Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2017 года по делу N3а-106/2017 иску Шайхайдарова Р.В, Лаврентьева Н.В, Чернышева М.В, Назарова Е.В. признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N 22 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе".
Решение суда вступило в законную силу 10 января 2018 года.
При этом, признавая недействующим постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N 22, суд пришел к выводу, что при согласовании проекта планировки территории были нарушены процедуры принятия названного постановления, установленные как федеральным, так и региональным законодательством, в частности, не было получено согласование с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны.
Кроме того, в решении от 18 августа 2017 года указано, что согласно статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территорий осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подпунктом 2.2 пункта 3 Приложения N3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N22 для земельного участка N3 установлена максимальная высота объектов капитального строительства - 70 м.
Оценивая доводы ответчиков, что территория проектирования в соответствии с Приложением N4 к Закону Санкт-Петербурга от 4 февраля 2009 года N29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" располагалась в зоне с высотными характеристиками до 54 м с локальным увеличением предельной высоты зданий, строений, сооружений до 90 м, в связи с чем, на основании пункта 8 статьи 8 части II Приложения N3 к Закону N29-10 в составе документации по планировке территории уточнено местоположение локального увеличения предельной высоты до 80 м - на участке N3, что согласовано письмом Министерства культуры Российской Федерации от 4 апреля 2012 года, суд в решении от 18 августа 2017 года пришел к следующему выводу.
Отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" признаны недействующими с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года N 3-311/10, от 22 июня 2012 года N 3-102/12, в том числе Приложение 4 в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Территория рассматриваемого квартала, согласно Приложению 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом Санкт-Петербурга от 26 июня 2014 года N 417-65, относилась к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2, участок зоны 2-1.
Согласно Приложению N3 (схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга) к Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в той же редакции высота зданий для указанной территории определялась в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Указанное Приложение N3 в части слов "высота зданий для указанной территории определяется в соответствии с правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга" также признано недействующим с 16 марта 2011 года вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года по делу N 3-311/10, от 22 июня 2012 года по делу N 3-102/12.
Вместе с тем, согласно Приложению N3 (лист 84) к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" для территории квартала 63 установлена предельная высота - 40 м.
Установив указанное, Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что подпункт 2.2 пункта 3 Приложения N3 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N22, которым для земельного участка N3 установлена максимальная высоты объектов капитального строительства - 70 м, противоречит положениям постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", имеющего большую юридическую силу.
Таким образом, при рассмотрении дела N3а-106/2017, судом было установлено, что постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N 22 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе" утверждено с нарушением, в том числе, требований к установленной на данной территории высотности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом Куйбышевского районного суда, что правовые последствия признания данного акта незаконным, заключающиеся в прекращении его действия, применимо только с момента вступления судебного решения от 18 августа 2017 года в законную силу, поскольку такой вывод, с учетом установленных в настоящем деле обстоятельств, противоречит, в том числе, разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос".
Так, согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в ряде его решений (Постановление от 6 декабря 2017 года N 37-П, определения от 27 сентября 2016 года N 1782-О, N 1784-О и другие), право граждан оспорить в судебном порядке сам нормативный правовой акт органа публичной власти представляет собой дополнительную возможность защиты прав и свобод с применением судебного механизма, которую граждане и юридические лица, по своему усмотрению осуществляющие принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а значит, свободные в выборе способа их защиты (одного или нескольких), могут использовать наряду с такими правовыми средствами, как неприменение судом в конкретном деле нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, а также предъявление в суд исковых требований, основанных на иных формах защиты своих прав.
В отличие от признания судом нормативного правового акта не подлежащим применению в конкретном деле как противоречащего акту большей юридической силы, последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, обеспечиваемое доведением такого решения суда до сведения широкого круга лиц в надлежащем порядке (пункт 2 части 4 статьи 215 и часть 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и возможностью пересмотра в установленных случаях состоявшихся судебных решений, основанных на этом акте. Следовательно, таким решением суда удовлетворяется как индивидуальный интерес лица в защите принадлежащих ему прав (уже нарушенных применением этого акта или находящихся под непосредственной угрозой нарушения в будущем), так и общественный интерес в поддержании законности и правопорядка в целом.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что осуществленная судом оценка нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы не только выступает частью процедуры выбора подлежащих применению норм права, с необходимостью присущей принятию любого судебного решения, но и служит еще одним способом защиты нарушенных прав, имеющим процессуально-правовое содержание.
Как разъяснил Конституционный Суд, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Что касается материально-правовых гарантий принадлежащих гражданам и юридическим лицам прав, то к ним относится возможность - в случае признания судом нормативного правового акта, как не соответствующего закону и нарушающего права и охраняемые законом интересы этих лиц, недействительным - требовать их защиты либо восстановления иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и подробно урегулированными иными его нормами (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и др.).
Разъяснения по вопросу о критериях для определения даты, с которой нормативный правовой акт признается судом общей юрисдикции недействующим, даны Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части": такой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу; если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить; оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта; если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу; обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения (пункт 28).
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда было признано недействующим постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 января 2014 года N 22 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории квартала 63, ограниченной Яхтенной ул, ул. Савушкина, проектируемым проездом, проектируемой пешеходной улицей, проектируемым проездом, в Приморском районе", и при этом Санкт-Петербургским городским судом были установлены вышеприведенные факты его противоречия требованиям градостроительных регламентов на дату принятия, то выданное на его основании разрешение на строительство N78015-0552-2017 от 3 мая 2017 года также не может быть признано правомерным со ссылкой на пункт 4.6 Приложения 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524.
Кроме того, согласно пункту 2.2.2 градостроительного плана земельного участка предельная высота зданий, строений, сооружений - 40 м. Согласно разделу III) того же градостроительного плана максимальная высота объектов капитального строительства со ссылкой на пункт 4.6 Приложения 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" - 70 м.
При этом сам факт применения при утверждении градостроительного плана пункта 4.6 Приложения 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" свидетельствует о наличии такого несоответствия, поскольку как следует из содержания пункта 4.6 проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории, утвержденные до вступления в силу Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, применяются в случае их противоречия Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно части 12, части 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Таким образом, правила землепользования и застройки имеют большую юридическую силу перед документацией территориального планирования, что также отмечено и в решении Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2017 года по делу N 3а-106/2017.
При этом судебная коллегия учитывает, что обстоятельства, положенные судом в основу признания постановления об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории недействительным, уже существовали на момент вынесения оспариваемого в настоящем споре разрешения на строительство.
В Санкт-Петербурге Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга 2016 года применительно к застройке территории квартала 63 устанавливают предельную высоту 40 м.
Судом первой инстанции установлено, что согласно проектной документации, а именно разделу "Архитектурные решения", высота объекта предполагаемого к строительству составляет 69,34 кв.м.
Изложенное позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, оспариваемое разрешение на строительство не соответствует градостроительному регламенту, в том числе, в части применения параметров высотного строительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения пункта 4.6 Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки 2016 года к рассматриваемым правоотношениям не применимы, так как действовавший проект планировки и межевания квартала содержал высотные параметры строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, подлежащим применению в 2014 году.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Таким образом, постановленное судом решение об отказе в признании незаконным разрешение N78015-0552-2017 от 3 мая 2017 года, не может быть признано отвечающим требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Решение суда подлежит отмене. Заявленные требования подлежат удовлетворению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2018 года отменить.
Признать незаконным и разрешение N78015-0552-2017 от 3 мая 2017 года на строительство многофункционального делового комплекса на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, участок 1 (северо-западнее дома 112 литера А по улице Савушкина), выданное Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.