Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Данилова А.Р., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Гороховой А.Ю.
с участием прокурора Никонова В.В, представителя ответчика Татариновой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленского районного суда РС (Я) от 21 мая 2018 года по делу по иску заместителя прокурора Ленского района PC (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Ленск" о возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики, расположенные по адресам г.Ленск, ул.Ленина, д.60 (Гб, Г5), ул.Орджоникидзе, дЛЗ (Г2), ул.Октябрьская, д. 19 (Г2), ул.Ленина, д.62 (Гб, Г7), пер.Ленский, д.4 (Г5), которым
постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию МО "Город Ленск" осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики, расположенные по адресам г.Ленск, ул.Ленина, д.60 (Гб, Г5), ул.Орджоникидзе, д. 13 (Г2), ул.Октябрьская, д. 19 (Г2), ул.Ленина, д.62 (Гб, Г7), пер.Ленский, д.4 (Г5).
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
установила:
Прокуратурой Ленского района в рамках надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка соблюдения администрацией МО "Город Ленек" законодательства в сфере использования муниципальной собственности. В ходе проверки было установлено, что на имущество в виде канализационных септиков, расположенных по адресам: г.Ленск, ул.Ленина, д.60 (Гб, Г5), ул.Орджоникидзе, д. 13 (Г2), ул.Октябрьская, д. 19 (Г2), ул.Ленина, д.62 (Гб, Г7), пер.Ленский, д.4 (Г5) право муниципальной собственности в органе государственной регистрации не зарегистрировано, приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов 16.01.2017.
Заместитель прокурора Ленского района PC (Я) обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к АМО "город Ленск" о возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики по вышеуказанным адресам.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, указывает на то, что канализационные септики относятся к общедомовому имуществу собственников многоквартирных домов, доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, собственников жилых помещений по указанным адресам не представлено, септики в апреле 2017 г. переданы на обслуживание ООО "ЛПЖХ".
Представитель истца прокурор Никонов В.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее в порядке ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения администрацией МО "город Ленск" требований закона, устанавливающих обязанность ответчика по принятию мер, направленных на государственную регистрацию права на бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории г.Ленска.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основан на правильном применении норм материального права.
Так, в соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из материалов дела, канализационные септики находятся на территории муниципального образования "город Ленск", расположены по адресам: г. Ленск, ул.Ленина, д.60 (Гб, Г5), ул.Орджоникидзе, д. 13 (Г2), ул.Октябрьская, д. 19 (Г2), ул.Ленина, д.62 (Гб, Г7), пер.Ленский, д.4 (Г5).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что сведения о зарегистрированных правах на канализационные септики в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорных канализационных септиков, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данные канализационные септики являются бесхозяйными.
Поскольку из содержания п. 3 ст. 225 ГПК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационных сетей, суд первой инстанции правильно возложил на администрацию МО "город Ленск", как орган местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что спорные канализационные септики переданы в эксплуатацию ООО "ЛПЖХ" и обслуживаются им, не освобождает ответчика от обязанности по постановке на учет бесхозяйных канализационных септиков и подлежит отклонению, поскольку факт нахождения имущества на балансе лица само по себе не является доказательством права собственности или законного владения (абз. 4 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Довод жалобы о том, что канализационные септики являются элементами многоквартирных домов, следовательно, являются общим имуществом граждан, проживающих в этих домах, подлежит отклонению, поскольку канализационный септик относится к недвижимому имуществу и не может относиться к общему имуществу собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома ввиду его нахождения за пределами жилого дома и его прилегающей территории. Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Довод жалобы о том, что нарушение прав неопределенного круга лиц, собственников жилых помещений в многоквартирных домах не доказано, несостоятелен, так как бездействие ответчика может привести к возникновению вреда здоровью неопределенного круга лиц, как жителей дома, так и иных граждан. Отсутствие собственника объектов затрудняет нормальную эксплуатацию канализационных септиков, что может привести к загрязнению сточными водами, относящимися к опасным отходам, окружающей среды в границах территории города, что создает угрозу для здоровья населения.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права при соблюдении норм процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленского районного суда РС (Я) от 21 мая 2018 года по делу по иску заместителя прокурора Ленского района PC (Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Ленск" о возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Данилов А.Р.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.