Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Данилова А.Р., Оконешниковой М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 июня 2018 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия) к Ефимову М.М. о взыскании задолженности по налогам, которым
постановлено:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия) к Ефимову М.М. о взыскании задолженности по налогу удовлетворить частично.
Взыскать с Ефимову М.М. задолженность по транспортному налогу по требованию от 02 февраля 2017 года N... по состоянию на 02 февраля 2017 года в размере 1665 (одна тысяча шестьсот шестьдесят пять) рублей, пени в размере 34 тридцать четыре) рубля 41 копейку, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Ефимову М.М. в доход федерального бюджета осу дарственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, судебная коллегия
установила:
Налоговый орган обратился в суд с вышеуказанным иском, которым просил взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 3168,87 руб. и пени в размере 407,87 руб.
Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным истцом. В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывают, что судом необоснованно отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по налогам за 2014 год, которая не может быть признана безнадежной ко взысканию и списанию.
Административный истец, представитель административного ответчика, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 КАС Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке упрощенного производства (ст. 315 КАС).
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В ст. 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормами п. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Исходя из положений п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов на строения, помещения и сооружения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по истечении налогового периода.
В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога: N... за 2013 год в размере 414 руб.; N... за 2014 год в размере 1096 руб.; N... за 2015 год в размере 1665 руб.
В связи с неуплатой налога в добровольном порядке налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ были направлены следующие требования об уплате транспортного налога: за 2013 год - N... от 26 января 2015 года на сумму 414 руб. и пени в размере 231,06 руб. со сроком добровольной уплаты до 11 марта 2015 года; за 2014 год - N... от 27 октября 2015 года на сумму 1096 руб. и пени в размере 142,57 руб. со сроком добровольной уплаты до 22 декабря 2015 года; за 2015 год - N... от 02 февраля 2017 года на сумку 1665 руб. и пени в размере 34,41 руб. со сроком добровольной уплаты до 15 марта 2017 года.
В установленный срок административный ответчик задолженность не погасил, в связи с чем административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогу в размере 3582,46 руб. 20 сентября 2017 года был вынесен судебный приказ о взыскании с Ефимова М.М. указанной задолженности.
Определением от 07 ноября 2017 года судебный приказ отменен.
Как следует из административного искового заявления, недоимка в размере 414 руб. по транспортному налогу за 2013 год была списана налоговым органом в соответствии с Федеральным законом N436 от 28.12.2017 г... На дату подачи административного искового заявления задолженность ответчика по транспортному налогу составляет в общей сумме 3168,87 руб, из них 2761 руб. - недоимка по налогу, 407,87 руб. - пени.
Рассматривая заявленный административный иск, суд первой инстанции признал, что действия налогового органа по начислению налогов и пени соответствуют требованиям законодательства. При этом, отказывая во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 г, исходил из того, что эти платежи являются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию в силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Судебная коллегия считает, что судом при рассмотрении настоящего дела допущено неправильное применение норм материального права.
Согласно вышеуказанной норме закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимка - это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Положениями п. п. 1, 3 ст. 363, п. п. 1, 4 ст. 397, п. п. 1, 2 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Указанные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога производится налогоплательщиком - физическим лицом в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в срок, указанный в налоговом уведомлении. Соответственно уплата указанных налогов за 2014 год производится налогоплательщиком - физическим лицом после 01 января 2015 года. Следовательно, по состоянию на 01 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок и сроки принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год, установленные статьями 69, 70, 48 НК РФ, не нарушены, требования административного истца в данной части подлежали удовлетворению.
Размер взыскиваемых сумм недоимки по транспортному налогу за 2014 год судебной коллегией проверен, соответствует материалам дела, арифметически верен. Административным ответчиком доводы административного истца в данной части не опровергнуты, доказательств уплаты налога не представлено.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене в обжалуемой части с принятием нового - о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2014-2015 годы в сумме 1096 руб, пени в размере 142,57 руб.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 июня 2018 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия) к Ефимову М.М. о взыскании задолженности по налогам в части отказа взыскания транспортного налога за 2014 год отменить и вынести в указанной части новое решение, которым административный иск МРИ ФНС N5 по Республике Саха (Якутия) удовлетворить.
Взыскать с Ефимову М.М. в пользу местного бюджета:
- транспортный налог с физических лиц за 2014-2015 годы в сумме 1096 руб, пени в размере 142,57 руб.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Данилов А.Р.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.