Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Мочаловой Ю.Р,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Сабирзанова М.Т. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Регион" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы), площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на "дата".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с "дата" на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Регион" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, в котором просит установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере соответственно 1 187 000 рублей, 1 307 000 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Ответчики в суд не явились.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что ООО "Регион" является арендатором земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы), площадью "данные изъяты" квадратных метра, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата";
- земельного участка с кадастровым номером... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственной базы), площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", поставленного на кадастровый учет "дата".
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на "дата", введена в действие с "дата", на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от "дата"... -р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта "адрес")" и составляет соответственно 5 211 311 рублей 64 копейки, 5 726 940 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере соответственно 1 187 000 рублей, 1 307 000 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на "дата".
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N... от 5 декабря 2017 года, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью "РусОценка" ФИО6 по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Регион", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами..,... по состоянию на "дата" составила 1 187 000 рублей, 1 307 000 рублей соответственно.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2018 года по ходатайству представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан для установления соответствия отчета N... от 5 декабря 2017 года, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "РусОценка" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "Регион", требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр Региональных Экспертиз" ФИО7. Оплата расходов по ее производству в полном объеме возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что содержание отчета в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную по инициативе административного истца, у суда не имеется.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных земельных участков, административным ответчиком не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, суд принял решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной отчетом N... от 5 декабря 2017 года, подготовленным экспертом общества с ограниченной ответственностью "РусОценка" ФИО6.
Учитывая, что общество с ограниченной ответственностью "Регион" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве аренды земельных участков 27 декабря 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием у Министерства земельных и имущественных отношений РТ собственных средств, они не имели возможности своевременно перечислить денежные средства для обеспечения оплаты экспертизы, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. При разрешении данного спора суд правильно применил ч.5 ст.77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Иные доводы жалобы о том, что отчет об оценке имущества, представленный истцом, не соответствует требованиям закона, также не является основанием для отмены судебного акта, поскольку судом первой инстанции подробно исследованы эти доводы, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Сабирзанова М.Т. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.