Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Закирова Рафиса Фаязовича на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Закирова Рафиса Фаязовича к исполнительному комитету города Нижнекамска Республики Татарстан о признании отказа в постановке на учет незаконным и понуждении устранить допущенное нарушение оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Закирова Р.Ф, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Закиров Р.Ф. обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие" и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. Заявленные требования мотивированы следующим.
В 1980 году в шестилетнем возрасте он остался без матери и до 1987 года воспитывался в Менделеевской школе - интернате, затем был переведен в Альметьевскую школу-интернат, которую окончил в 1989 году. По окончании Альметьевской школы-интерната проживал с дедушкой по адресу: Республика Татарстан, г.Нижнекамск, "адрес" откуда был выселен в 1992 году после смерти деда. В 1999 году по месту работы в публичном акционерном обществе "Нижнекамскшина" был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по льготному списку как воспитанник детского дома, с которого снят в связи с увольнением.
В конце декабря 2017 года административный истец обратился в исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие".
Письмом от 7 марта 2018 года он поставлен в известность об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку у него отсутствует регистрация по месту жительства.
Закиров Р.Ф. просил признать отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие" незаконным, обязать устранить допущенное нарушение.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Закирова Р.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан представил возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан своего представителя в суд не направил.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося в судебное заседание участника судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из материалов дела видно, что 29 января 2018 года Закиров Р.Ф. через многофункциональный центр обратился в исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку является малоимущим, сообщив о себе, что он не работает в связи с симптоматической эпилепсией.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Нижнекамска Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 2 марта 2018 года N39 Закирову Р.Ф. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие" отказано как не имеющему регистрации.
Письмом исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 7 марта 2018 года N321/исхГр административный истец поставлен в известность о том, что в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях ему отказано в связи с отсутствием у него регистрации.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не были представлены документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, и, принимая во внимание то обстоятельство, что в установленном законом порядке Закиров Р.Ф. не был признан малоимущим, пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и отказал в удовлетворении административного искового заявления.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введены в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статья 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1).
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N5242-1 следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 февраля 1998 г. N4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Решение суда принято без учета указанных положений закона и правовой позиции Конституции Суда Российской Федерации
Как следует из материалов дела, согласно архивной справке от 21 ноября 2014 года N808 в период с 6 декабря 1990 года по 7 мая 2003 года административный истец состоял в трудовых отношениях с открытым акционерным обществом "Нижнекамскшина" (до 1994 года - производственное объединение "Нижнекамскшина", ныне - публичное акционерное общество "Нижнекамскшина").
5 февраля 1999 года Закиров Р.Ф. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи 1 человек по льготному списку как воспитанник детского дома, что подтверждается справкой ОАО "Татнефть-Нефтехим" от 10 февраля 2015 года.
С 29 мая 1999 года до 2 сентября 2016 года он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Нижнекамск, "адрес" комната 622, откуда выбыл по решению суда от 22 июля 2016 года N 2-4787/2016, как следует из пояснений административного истца, в связи с прекращением трудовых отношений с ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Заключением врачебной комиссии от 18 января 2018 года N234 Закирову Р.Ф. выставлен диагноз " "адрес" с указанием на противопоказания труда, связанного с подъемом тяжестей, на высоте, вблизи огня, открытых водоемов, движущихся механизмов сроком на 1 год.
По сведениям Нижнекамского участка межрайонного филиала N8 Республиканского государственного унитарного предприятия Бюро технический инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (справка от 14 мая 2015 года N1781) и по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан ( уведомление от 14 февраля 2018 года N 00-00-4-001/5132/2018-1091) Закиров Р.Ф. правообладателем объектов недвижимости не является.
Согласно справке государственного казенного учреждения "Центр занятости населения... 1832 Закиров Р.Ф. зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с 24 января 2018 года как проживающий по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, "адрес"
Поскольку отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может влиять на его конституционное право на жилище, в том числе и на право быть поставленным на учет нуждающихся в получении жилья, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о правомерности оспариваемого отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Ссылка суда на то, что административный истец не был признан в установленном законом порядке малоимущим, является несостоятельной, так как на данное обстоятельство как на основание для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении административный ответчик не ссылался.
Более того, 29 января 2018 года от Закирова Р.Ф. приняты также документы в обоснование его имущественного положения, которым соответствующая правовая оценка административным ответчиком не давалась (л.д.40).
С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Соответственно решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска и признании постановления исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 2 марта 2018 года N39 в оспариваемой части незаконным.
При этом нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Закирова Р.Ф. от 29 января 2018 года повторно.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Постановление исполнительного комитета муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 2 марта 2018 года N39 в части отказа Закирову Рафису Фаязовичу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории "малоимущие" признать незаконным.
Обязать исполнительный комитет муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть заявление Закирова Р.Ф. от 29 января 2018 года о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, повторно.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.