Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан к Сафиеву Марселю Рашитовичу о взыскании имущественного налога, земельного налога, пеней оставить без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан Камаевой С.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Сафиева М.Р, высказавшегося против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан (далее - межрайонная инспекция ФНС России N3 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафиеву М.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций в виде недоимки по налогу на имущество физических лиц, недоимки по земельному налогу и пеней по земельному налогу. Заявленные требования мотивированы следующим.
Сафиев М.Р. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налог на имущество физических лиц за 2014 год, 2015 год в сумме 304 руб. и земельный налог за 2014 год, 2015 год в сумме 4 676 руб. административным ответчиком своевременно уплачены не были.
В связи с этим на сумму неуплаченного своевременно земельного налога в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 19,29 руб.
Сафиеву М.Р. направлены по почте требования об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014, 2015 годы, а также пеней по земельному налогу. В установленный срок эти требования налогоплательщиком добровольно не исполнены.
Межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Республике Татарстан просила взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015 годы в сумме 304 руб, недоимку по земельному налогу за 2014, 2015 годы в сумме 4 676 руб, а также пени по земельному налогу в размере 19,29 руб.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе межрайонной инспекции ФНС России N3 по Республике Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неправильно определилимеющие значение для дела обстоятельства и неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что срок на подачу административного искового заявления пропущен не был, поскольку налоговый орган в установленный законом шестимесячный срок со дня вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в частности жилой дом.
Из материалов дела видно, что по сведениям органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество административный ответчик в 2014 году и в 2015 году являлся собственником земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Революционный пер, д.35,1, соответственно являлся налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
16 июня 2015 года Сафиеву М.Р. направлено налоговое уведомление от 13 мая 2015 года N560801 сроком уплаты не позднее 1 октября 2015 года об уплате земельного налога за 2014 года в сумме 1 375 руб. и налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 141 руб.
26 октября 2015 года ему направлено требование N15325 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 141 руб, недоимки по земельному налогу за 2014 год в сумме 1 375 руб. и пеней по земельному налогу за 2014 год в сумме 7,19 руб. по состоянию на 20 октября 2015 года сроком уплаты до 27 ноября 2015 года.
8 октября 2016 года административному ответчику направлено налоговое уведомление от 27 сентября 2016 года N67366240 сроком уплаты не позднее 1 декабря 2016 года об уплате земельного налога за 2015 год в сумме 3 301 руб. в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Революционный пер, д.35,1, и налога на имущество физических лиц за 2015 года в сумме 163 руб. в отношении жилого дома, расположенного по тому же адресу.
14 декабря 2016 года Сафиеву М.Р. направлено требование N1636 об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 163 руб, недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 3 301 руб, пеней по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 0:0 руб. и пеней по земельному налогу за 2015 год в сумме 12,10 руб. по состоянию на 13 декабря 2016 года сроком уплаты до 23 января 2017 года.
Обязанность по уплате данных платежей административным ответчиком не исполнена.
За несвоевременную уплату земельного налога начислены пени в сумме 19,29 руб.
29 августа 2017 года межрайонная инспекция ФНС России N19 по Республике Татарстан обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налога на имущество физических лиц в размере 304 руб, земельного налога в размере 4 676 руб. и пеней по земельному налогу в размере 19,29 руб.
Приказом мирового судьи судебного участка N3 по Вахитовскому судебному району г.Казани Республики Татарстан от 4 сентября 2017 года заявление налогового органа удовлетворено.
Определением мирового судьи от 19 сентября 2017 года указанный судебный приказ от 4 сентября 2017 года о взыскании обязательных платежей и санкций отменен в связи с поступлением возражений Сафиева М.Р.
Таким образом, у административного ответчика имеется задолженность по обязательным платежам и требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке
25 января 2018 года в суд с настоящим административным исковым заявлением в суд обратилась межрайонная инспекция ФНС России N 3 по Республике Татарстан.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом установленного законом срока для принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о нарушении административным истцом порядка их принудительного взыскания и в удовлетворении административного искового заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в данном случае не имелись.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, судя по требованию N1636, выставленному по состоянию на 13 декабря 2016 года, подлежащая взысканию общая сумма налогов и пеней превысила 3 000 рублей 2 декабря 2016 года.
Соответственно с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций налоговый орган должен был обратиться в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть до 2 июня 2017 года.
Установлено, что межрайонная инспекция ФНС России N19 по Республике Татарстан с заявлением о выдаче судебного приказа обратилась к мировому судье 25 августа 2017 года, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.
При таких обстоятельствах правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований имелись, а потому в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалуемое решение отмене подлежит, поскольку является правильным по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговый орган в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа обратился в районный суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, не отменяет обстоятельство нарушения налоговым органом установленного законом срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче самого судебного приказа и в связи с этим отмену решения суда повлечь не может.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда по данному делу не опровергают и отмену обжалуемого судебного акта также не влекут.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.