Дата вступления в законную силу - 29 августа 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя ФИО2 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018,
установил:
постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018 Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, начальник МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить указанное постановление суда, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, заслушав защитника МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя Евсюкова Н.Н, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно положениям статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закон N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г. N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения).
Согласно пункту 13 Основных положений должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Согласно п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Пунктами 4.1.1 и 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населённых пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещёнными по ГОСТ 23457 в соответствии с утверждённой в установленном порядке дислокацией. Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населённых пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утверждёнными схемами.
Пунктом 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Пунктом 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Согласно п. 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93 дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Пунктом 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. Знак5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней.
Требования указанных государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Такие требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Из материалов дела усматривается, что 08.04.2018 г. в 17 час 00 мин. по ул. Караимская, 12 в г. Симферополе, в ходе обследования места дорожно-транспортного происшествия и при дополнительном обследовании 12.04.2018 г. в 15 час. 30 мин, выявлены недостатки улично-дорожной сети, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения:
- на ул. Караимская, 12 в нарушение п. 4.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 и 1.14.1;
- в нарушение требований п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 на перекрестке ул. Чехова и Караимская у наземного пешеходного перехода со сфетофорным регулированием отсутствует ограничивающее пешеходное ограждение перильного типа в необходимых местах;
- на ул. Караимская, 12 на размеченном пешеходном переходе на дороге с двухсторонним движением с двумя полосами для движения в данном направлении отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 дублирующие над проезжей части, что является нарушением п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004;
- на ул. Караимская, 12 на проезжей части дороги отсутствует дорожная разметка 1.3, 1.5, 1.6, 1.12, 2.7, предусмотренная проектом ОДД, что является нарушением п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93;
- на ул. Чехова, 22 крышка люка смотрового колодца отклонена относительно покрытия более чем на 2,0 см, что является нарушением п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93;
- на ул. Чехова, 22 установлена решетка дождеприемника, не предусмотренная ГОСТ 26008, что является нарушением п. 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93.
Перечисленные нарушения отражены в актах выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 08.04.2018 г. и от 12.04.2018 г.
По данному факту 08.04.2018 вынесено определение 82 ОВ N 008807 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
По результатам проведенного административного расследования, 04.05.2018 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю капитаном полиции ФИО4 в отношении МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя составлен протокол об административном правонарушении 61 РР 006126 по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018 Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из положений норм Законов N 196-ФЗ и N 257-ФЗ, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, которые осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Приведенные выше нормы не содержат указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, ответственного за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, в том числе в части установленных должностным лицом органа ГИБДД нарушений требований к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения.
Решением 6 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета N 98 от 28.11.2014 г. "О структуре администрации г. Симферополя Республики Крым", приложения N 11 к указанному решению и решения 7-й Сессии 1 созыва Симферопольского городского совета N 103 от 04.12.2014 "О внесении изменений в решение Симферопольского городского совета от 28.11.2014" на основании ч. 2 ст. 41 Закона N 131-Ф3, МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя Республики Крым, передана в оперативное управление улично-дорожная сеть г. Симферополя. Одной из основных задач, возложенных на МКУ Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя Республики Крым, является осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа Симферополь и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Согласно Положению о Муниципальном казенном учреждении Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя РК, к основным задачам Департамента отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, при отсутствии доказательств принятия МКУ Департамент городского хозяйства всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, свидетельствует о том, что МКУ Департамент городского хозяйства, на которое возложена обязанность по осуществлению контроля за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог местного значения, является субъектом вмененного ему административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт допущенного правонарушения и виновность МКУ Департамент городского хозяйства в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 04.05.2018 г. серии61РР006126; актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 08.04.2018г, от 12.04.2018 г. с фотографиями к ним; положением о Департаменте городского хозяйства Администрации города Симферополя РК; Уставом МБУ "Город" МО городской округ Симферополь Республики Крым.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов суда о виновности МКУ Департамент городского хозяйства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о том, что им допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, оснований для снижения административного штрафа не имеется.
Постановление о привлечении МКУ Департамент городского хозяйства к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного постановления, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018 не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу начальника МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя ФИО2 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018 - оставить без удовлетворения.
Постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2018 года N 5-530/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.