Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Невмержицкого Вячеслава Владимировича об оспаривании бездействия Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым по не рассмотрению заявления от 9 января 2018 г.
по апелляционной жалобе Невмержицкого Вячеслава Владимировича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 марта 2018 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения Невмержицкого В.В, его представителя Колесник В.Ю, судебная коллегия
установила:
Невмержицкий В.В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемым бездействием административного ответчика нарушаются его права и законные интересы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Невмержицкого В.В. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Невмержицким В.В. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что пункт 3 решения 50-й сессии Гаспринского поселкового совета 5-го созыва от 8 октября 2010 г. N22, которым был установлен ограничительный срок действия разрешения на составление проекта землеустройства, противоречил действующему на момент вынесения указанного решения законодательству Украины.
В судебном заседании Невмержицкий В.В, его представитель Колесник В.Ю. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения Невмержицкого В.В, его представителя Колесник В.Ю. изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Отказывая в признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что решение о предоставлении Невмержицкому В.В. разрешения на составление проекта землеустройства утратило силу, в связи с чем у Невмержицкого В.В. отсутствуют основания для завершения оформления прав на земельный участок. При этом, административный истец, получив решение органа местного самоуправления от 08 октября 2010 года, в котором был указан срок его действия и последствия истечения установленного срока, с заявлением о продлении срока его действия в орган местного самоуправления не обращался, в установленном законом порядке указанное решение не оспорено, не признано не законным. Проект отвода земельного участка органом местного самоуправления утвержден не был.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014г. N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Согласно п. 8 Порядка, подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30 марта 2015 г. N37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
В соответствии с п. 7 Правил, Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 50-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 8 октября 2010 г. N 22 Невмержицкому В.В. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0080 га для строительства и обслуживания индивидуального гаража, расположенного по адресу: "адрес".
Пунктом 3 данного Решения установлено, что при оформлении документации руководствоваться решением 8-й сессии Гаспринского поселкового совета 24-го созыва от 27 декабря 2002 г. с внесением изменений к нему п. 2 решения 18 сессии 5-го созыва N 5 от 3 августа 2007 г. "Об установлении сроков на оформлении документов" п. 2 "Решения на составление проекта отвода земельного участка и в течение 12 месяцев не предоставленные материалы на утверждение поселкового совета, считать утратившими силу".
В январе 2018 г. Невмержицкий В.В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 80 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 19 января 2018 г. N 01/3-09/164 поданное им заявление было оставлено без рассмотрения по тем основаниям, что представленное им решение органа местного самоуправления утратило силу, в связи с чем у Невмержицкого В.В. отсутствуют основания для завершения оформления права на земельный участок.
Законом Украины от 16 сентября 2008 г. N 509-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" были внесены изменения в Земельный кодекс Украины, в частности, статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, часть 11 которой предусматривала, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продлён однократно на такой же срок. В случае, если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлен на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
В соответствии с п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16 сентября 2008 г. N509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" (вступил в силу 14 октября 2008 г.), принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Согласно разъяснениям от 23 сентября 2014 г. N01/194 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к п. 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21 марта 2014 г.), в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Таким образом, действующими решения соответствующих органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка являются те, которые приняты в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия).
Административный истец, получив решение органа местного самоуправления от 8 октября 2010 г, с заявлением о продлении срока его действия в орган местного самоуправления не обращался. Проект отвода земельного участка, органом местного самоуправления утверждён не был.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих Невмержицкому В.В. реализовать решение в установленный срок не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку решение 50-й сессии 5-го созыва Гаспринского поселкового совета от 8 октября 2010 г. N 22, которым было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу оспариваемого земельного участка не было исполнено административным истцом в течении 12 месяцев, то данное решение по истечении указанного срока утратило силу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств признания незаконным либо отмены в установленном законом порядке пункта 3 вышеуказанного решения материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Договор с Обществом с ограниченной ответственностью "Эридан-Юг" на выполнение работ по сбору и подготовке материалов для составления проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка заключён административным истцом 10 августа 2010 г, т.е. ещё до принятия Гаспринским поселковым советом решения от 8 октября 2010 г. N 22 о даче Невмержицкому В.В. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка.
Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик, действуя в установленном законом порядке, письмом от 19 января 2018 г. N 01/3-09/164 оставил заявление Невмержицкого В.В. без рассмотрения по существу, поскольку пришёл к выводу о том, что решение органа местного самоуправления, которым последнему было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, является недействующим.
Доводы Невмержицкого В.В, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 5 марта 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Невмержицкого Вячеслава Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.