Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Агина В.В, Мостовенко Н.Р,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Левиной Юлии Валерьевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А, заинтересованные лица - Служба охраны в Крыму Федеральной Службы охраны России, Администрация города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Федеральная Служба охраны России о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Левиной Юлии Валерьевны на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Левина Ю.В. обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении регистрации права собственности Левиной Юлии Валерьевне на земельный участок N16, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности Левиной Юлии Валерьевны на земельный участок N, с кадастровым номером: N, расположенный по адресу: "адрес" путем внесения записи о регистраций права собственности истца в единый государственный реестр недвижимости, мотивируя тем, что решением 54-й сессии Форосского поселкового совета 6-го созыва от 14 февраля 2014 года N66 истице дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка N16, ориентировочной площадью 0,15 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес". 17 ноября 2015 года земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N. Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 27 января 2017 года указанный земельный участок передан в собственность истицы в порядке завершения оформления прав.
Вместе с тем, 30 июня 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: N, с ссылкой на ответ ФСО России N9/7-4049 от 20 июня 2017 года из которого усматривается, что земельный участок, с кадастровым номером: 90:25:080401:34 входит в границы зоны охраняемого объекта согласно постановлению Правительства РФ от 20.06.2006г. N384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон". Истец считает, указанный отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку доказательств отнесения земельного участка к землям, ограниченным в обороте, приватизация которых запрещена, не предоставлено. При проведении правовой экспертизы ответчик не дал должной оценки постановлению Администрации города Ялта N386-п от 27 января 2017 года и кадастровой выписке о земельном участке от 22 мая 2017г. N90/ИСХ/2017-289103. Согласно кадастровой выписке о земельном участке в сведениях о частях земельного участка и обременениях указаны ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 ЗК РФ. Законодательством в области государственной охраны предусмотрены специальные правила, позволяющие организовать охрану таким образом, чтобы учесть интересы всех частников гражданских правоотношений. Следовательно, принимая во внимание, что Постановлением Администрации города Ялта N386-п от 27.01.2016г. принято решение о передаче в собственность истцу земельного участка, который не примыкает к охраняемому объекту - государственным резиденциям NN6,8,9, 10 и 11, а находится вблизи охраняемого объекта, у ответчика не было правовых оснований отказывать в государственной регистрации права истца на указанный земельный участок.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Левиной Юлии Валерьевны отказано.
Не согласившись с указанным решением, Левина Ю.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на необоснованность выводов суда о законности отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в связи с не представлением Левиной Ю.В. разрешения ФСО России на регистрацию объекта недвижимости. Указывает, что действующее законодательство не относит земельные участки, включенные в территорию запретных зон (помимо территории военного объекта и земельного участка, на котором он размещен) непосредственно к землям обороны. Также, закон не устанавливает требований особых согласований распоряжения такими земельными участками, не содержит запрета на осуществление предоставления в собственность участков, полностью либо частично входящих в указанные зоны, определяя лишь конкретные ограничения использования соответствующих земельных участков. При этом, согласно ответа ФСО России в Крыму земельный участок с кадастровым номером 90:25:080401:34 к землям Службы охраны в Крыму ФСО России не относится и не примыкает к ним. Полагает, что указанные в кадастровой выписке ограничения предусматривают ограничения по строительству определенных объектов, но не предусматривают отсутствие права на приобретение и регистрацию права частной собственности на земельный участок, находящийся в границах зоны охраняемого объекта, а также не предусматривают получение разрешения ФСО России на приобретение права частной собственности на земельный участок.
В судебном заседании представитель Левиной Ю.В - Соболева Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Службы охраны в Крыму Федеральной Службы охраны России, Федеральной Служба охраны России Лысяков А.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Левина Ю.В, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.А, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крымв судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, приём заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением 54-й сессии Форосского поселкового совета 6-го созыва от 14 февраля 2014 года N66 Левиной Ю.В. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка N, ориентировочной площадью 0,15 га по передаче его бесплатно в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 27 января 2017 года N386-п Левиной Юлии Валерьевне передан в собственность в порядке завершения оформления прав, земельный участок, площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером N, по адресу: Республика Крым, г. Ялта, п. N, из категории земель - "Земли населённых пунктов", с видом разрешенного использования - "Для индивидуального жилищного строительства - (код 2.1)", в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Пунктом 2 указанного решения Левина уполномочена в установленный законом срок обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права собственности на земельный участок и внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Законом Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
23 мая 2017 года Левина Ю.В, действуя через своего представителя обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", приложив в качестве правоустанавливающего документа постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 27 января 2017 года N386-п.
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 02 июня 2017 года N90/016/102/2017-5345 административному истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, в связи с направлением межведомственного запроса в Федеральную службу охраны Республики Крым следующего содержания: расположен ли вышеуказанный объект недвижимого имущества на территории охраняемых объектов, является ли земельный участок с кадастровым номером N примыкающим к охраняемым объектам.
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 30 июня 2017 года N90/016/102/2017-53451 Левиной Ю.В. отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности послужило то, что согласно ответу ФСО России N9/7-4049 от 20 июня 2017 года, земельный участок с кадастровым номером N входит в границы зоны охраняемого объекта согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 г. N384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон". Тем самым, ФСО России возражает о проведении регистрации права на указанный объект недвижимого имущества.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение вынесено Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пределах представленных полномочий, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 1 части 2 названной статьи предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, при проведении правовой экспертизы государственным регистратором, был направлен запрос в Службу охраны Республики Крым Федеральной службы охраны Российской Федерации о предоставлении информации о расположении земельного участка на территории охраняемых объектов, а также о примыкании к охраняемым объектам - государственным резиденциям NN6, 8, 9, 10, 11.
Согласно ответу Службы охраны в Крыму ФСО России от 20 июня 2017 года N9/7-4049, земельный участок, с кадастровым номером N к землям Службы охраны в Крыму ФСО России не относится и не примыкает к ним. Указанный земельный участок входит в границы зоны охраняемого объекта согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.06.2006г. N384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".
Постановлением Правительства Российской Федерации N 405 от 05.05.2014 г. утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
В соответствии с пунктом 2 указанного положения зоной охраняемого военного объекта является территория, в границах которой ограничивается строительство объектов капитального строительства, предусматривающих эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также использование стационарного или переносного приемо-передающего оборудования, препятствующего нормальному функционированию военного объекта.
В силу пункта 10 Положения N405 на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:
а) проживание и (или) нахождение физических лиц;
б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением;
в) размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его.
На территории зоны охраняемого военного объекта строительство объектов капитального строительства, ввод в эксплуатацию оборудования, создающего искусственные, в том числе индустриальные, радиопомехи, а также размещение и эксплуатация стационарного или переносного приемо-передающего оборудования с мощностью передатчиков более 5 Вт осуществляются исключительно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект. При этом параметры электромагнитной совместимости оборудования, создающего радиопомехи военному объекту, определяются по внешней границе зоны охраняемого военного объекта (пункт 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2006 г. N 384 утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон, которые устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон.
Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов (пункт 1 Правил N 384).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 384 размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ указанной зоны не должно превышать 1 километр.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации).
При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны охраняемого объекта, государственный регистратор правомерно отказал в государственной регистрации прав на земельный участок, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Доказательств того, что земельный участок в силу указанных выше положений законодательства Российской Федерации не может входить в границы зон охраняемых объектов истцом не представлено, материалы дела не содержат.
Довод административного истца о том, что нахождение в указанной зоне испрашиваемого земельного участка, не является основанием для его не предоставления в собственность, не основан на законе.
Как следует из вышеуказанных норм, ввиду того, что испрашиваемый земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, на него не может быть зарегистрировано право собственности, поскольку он находится в зоне охраняемого объекта.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 февраля 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Левиной Юлии Валерьевны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: В.В. Агин
Судья: Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.