Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Костылевой Екатерины Александровны об оспаривании действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр недвижимости повторяющихся сведений о ранее учтённых объектах недвижимости и недостоверных сведений о ранее учтённом объекте недвижимости
по апелляционной жалобе представителя Костылевой Екатерины Александровны - Головачёва Владимира Даниловича на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Костылева Е.А, в лице представителя Головачева В.Д, обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя тем, что оспариваемыми действиями регистрирующего органа нарушаются её права и законные интересы.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2018 г. административное исковое заявление Костылевой Е.А. удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в Единый государственный реестр недвижимости повторяющихся сведений о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома площадью 50,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра недвижимости повторяющиеся сведения о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома площадью 50,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
В удовлетворении административного иска в части признания незаконными действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах, а также возложении на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности внести записи о снятии с кадастрового учёта объектов, расположенных по адресу: "адрес":
- нежилого здания - летней кухни, площадью 7,9 кв.м, кадастровый N;
- нежилого здания - гаража, площадью 20,2 кв.м, кадастровый N;
- нежилого здания - сарая, площадью 19,0 кв.м, кадастровый N;
- иного сооружения - погреба, кадастровый N - отказано.
Дополнительными решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 21 июня 2018 г. взысканы с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Костылевой Е.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста рублей 00 копеек).
В апелляционной жалобе на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2018 г, поданной представителем Костылевой Е.А. - Головачёвым В.Д. ставится вопрос об отмене судебного акта в части отказа в удовлетворении административных исковых требований ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что кадастровому учёту подлежит только жилой дом как самостоятельный объект права на недвижимое имущество, а вспомогательные строения и сооружения, предназначенные для обслуживания жилого дома, не могут быть поставлены на учёт отдельно от главного объекта - жилого дома.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
27 августа 2018 г. в адрес электронной почты Верховного Суда Республики Крым от директора филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в г. Джанкой поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Признавая незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в Единый государственный реестр недвижимости повторяющихся сведений о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома, суд первой инстанции исходил из того, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в связи с чем именно административный ответчик несёт ответственность за достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а внесение повторяющихся сведений в кадастр недвижимости об одном и том же объекте недвижимости является нарушением вышеуказанных норм закона и прав административного истца как собственника недвижимого имущества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Частями 2, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 26 апреля 2001 г, Костылевой Е.А. приобретён жилой "адрес" лит. А - жилой площадью 28,6 кв.м, с пристройками и сооружениями: летняя кухня лит. "Б", погреб лит. "В", гараж лит. "Г", сарай лит. "Д", пристройка лит. "д", уборная лит. "Ж", ограда, по "адрес".
6 декабря 2016 г. указанный объект недвижимости (площадью 50,5 кв.м.) поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый N. Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме on-line, 7 февраля 2017 г. Единый государственный реестр недвижимости также внесены сведения о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома площадью 50,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N.
Суд первой инстанции верно установил, что фактически площадь жилого дома с кадастровым номером N полностью включена в состав жилого дома с кадастровым номером N, т.е. один и тот же жилой дом дважды поставлен на кадастровый учёт и описан как объекты с разным кадастровыми номерами, и, руководствуясь частью 3 статьи 14, пунктом 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьёй 46 Конституции Российской Федерации, пришёл к правильному выводу, что нахождение на кадастровом учёте одного и того же жилого дома под разными кадастровыми номерами нарушает права и законные интересы собственника недвижимого имущества, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Учитывая, что административный ответчик, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, который несёт ответственность за достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и внесение повторяющихся сведений в кадастр недвижимости об одном и том же объекте недвижимости является нарушением вышеуказанных норм закона и прав административного истца как собственника недвижимого имущества, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о незаконности действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по внесению в Единый государственный реестр недвижимости повторяющихся сведений о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости - жилого дома площадью 50,5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N и о необходимости возложения на него обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведений о жилом доме с кадастровым номером N, как внесённых позже.
Относительно остальной части заявленных требований судебная коллегия исходит из следующего.
Так, из материалов дела следует, что 7 февраля 2017 г. на кадастровый учёт, как ранее учтённые, поставлены объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика "адрес":
- нежилое здание - летняя кухня, площадью 7,9 кв.м, кадастровый N;
- нежилое здание - гараж, площадью 20,2 кв.м, кадастровый N;
- нежилое здание - сарай, площадью 19,0 кв.м, кадастровый N;
- иное сооружение - погреб, кадастровый N.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 г. N301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
Пунктами 3,4 раздела I Порядка установлено, что Включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учета (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учета с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок).
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учета, государственную регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учета, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтенные объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Исходя из вышеуказанных правовых норм и обстоятельств административного дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сведения об указанных ранее учтённых объектах недвижимости правомерно внесены административным ответчиком на основании перенесённых сведений об указанных объектах недвижимости, имеющихся в схематическом плане домовладения, зарегистрированном Джанкойским бюро технической инвентаризации по состоянию на дату последней технической инвентаризации - 29 марта 2001 г, согласно которому спорное домовладение состоит из: лит. А - жилой дом, с пристройками и сооружениями: летняя кухня лит. "Б", погреб лит. "В", гараж лит. "Г", сарай лит. "Д", пристройка лит. "д", уборная лит. "Ж", которые приобретены Костылевой Е.А. на основании договора купли-продажи жилого дома от 26 апреля 2001 г, и сведения о которых имеются в техническом паспорте на жилой дом, предоставленным истцом.
Указанные строения могут быть сняты с кадастрового учёта лишь в случае представления документов о том, что указанные объекты не являются недвижимыми вещами, либо в случае прекращения существования указанных объектов.
Доводы представителя Костылевой Е.А. - Головачёва В.Д, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Костылевой Екатерины Александровны - Головачёва Владимира Даниловича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.