Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Тимошенко Е.Г,
при секретаре Сидоровой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Остапенко Василия Дмитриевича об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. от 10 апреля 2017 г. N90/016/100/2017-9950 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 1 июня 2018 г, которым административное исковое заявление удовлетворено частично
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, судебная коллегия
установила:
Остапенко В.Д. обратился в Керченский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мотивируя, с учётом уточнений тем, что оспариваемым отказом государственного регистратора нарушаются его права и законные интересы по регистрации недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горева О.С, Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 1 июня 2018 г. административное исковое заявление Остапенко В.Д. удовлетворено частично.
Признан незаконным отказ государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", за Остапенко В.Д, оформленный в виде уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 10 апреля 2017 г. N90/016/100/2017-9950.
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Остапенко В.Д. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - жилого дома по адресу: "адрес".
В удовлетворении иной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административному истцу было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом в связи с тем, что в ответе на межведомственный запрос, поступившем из Службы государственного строительного надзора Республики Крым, не подтвердилась информация о выдаче Остапенко В.Д. декларации о готовности объекта к эксплуатации. По мнению подателя апелляционной жалобы, независимо от иных оснований отказа в государственной регистрации права собственности, указанных в оспариваемом решении государственного регистратора, отсутствие сведений, подтверждающих выдачу административному истцу декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в Инспекции ГАСК в АР Крым 26 декабря 2013 г, препятствует государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, признавая незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. от 10 апреля 2017 г. N90/016/100/2017-9950 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом, исходил из того, что после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная органом государственного архитектурно-строительного контроля Украины (Инспекции ГАСК в АР Крым) 26 декабря 2013 г, выданная и зарегистрированная в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым на момент её выдачи и регистрации, является действующим правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности административного истца на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок и основания проведения государственной регистрации, а также требования к документам, представляемым на государственную регистрацию, установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно государственного акта серии N от ДД.ММ.ГГГГ Остапенко В.Д. является собственником земельного участка, площадью 0,0578 га, расположенного по адресу: "адрес", с целевым назначением "для строительства, обслуживания жилого дома и хозяйственных сооружений". В последующем на указанном земельном участке административным истцом был возведён жилой дом.
В 2017 г. через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Остапенко В.Д. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", приложив к нему в качестве документа, устанавливающего наличие права собственности на указанный объект недвижимого имущества декларацию о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированную 26 декабря 2013 г. в Инспекции ГАСК АР Крым за N.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Горевой О.С. от 10 апреля 2017 г. N90/016/100/2017-9950 отказано в государственной регистрации прав на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации права собственности, указанного в уведомлении от 10 марта 2017 г. N584032/1795, и не устранением приведённой в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации. Так, в ответе на межведомственный запрос, поступившем из Службы государственного строительного надзора Республики Крым, не подтвердилась информация о выдаче Остапенко В.Д. представленной на государственную регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации. В частности, согласно данным, находящимся на общедоступном сайте Госархстройинспекции Украины dabi.gov.ua информация относительно регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или о готовности объекта к эксплуатации по указанному адресу не обнаружена. Также Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. разрешительные документы, дающие право на строительство или эксплуатацию объекта - жилой дом (лит. а) по адресу: "адрес", не регистрировала.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Согласно ч. 4 ст. 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с п.п. 22 п. 1 Перечня документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, является изданное (выданное) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
Исходя из вышеуказанных правовых норм, декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 26 декабря 2013 г. в Инспекции ГАСК АР Крым за N в соответствии с законодательством Украины, действовавшим на территории Республики Крым до её принятия в Российскую Федерацию, является действующим правоустанавливающим документом, подтверждающим право собственности Остапенко В.Д. на объект недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Сведения об отсутствии информации о регистрации вышеуказанной декларации о готовности объекта к эксплуатации на общедоступном сайте Госархстройинспекции Украины, представленные в ответе на межведомственный запрос, поступившем из Службы государственного строительного надзора Республики Крым, не свидетельствуют об отсутствии права собственности у административного истца на объект недвижимого имущества, поскольку данный порядок подтверждения такого права нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрен.
Принимая вышеуказанные правовые положения, отказ государственного регистратора правомерно был признан незаконным.
В то же время, судом первой инстанции обосновано отказано в удовлетворении требований в части возложения на административного ответчика обязанности произвести регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества, поскольку указанный вопрос разрешается регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных на регистрацию документов и является его личной компетенцией, в которую суд в которую суд не вправе вмешиваться.
Доводы Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При указанных обстоятельствах, судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 1 июня 2018 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.