Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р., судей коллегии Базарова В.Н., Круглова В.Г., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия и представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 10 мая 2018 г., которым постановлено:
обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" принять меры по приведению в соответствие с санитарными требованиями содержание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "... " а именно:
в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории жилого дома N22 по ул.Заречная г.Кяхта, не допускать ее захламления твердыми коммунальными отходами; организовать систематический, но, не менее 3 раз в неделю, вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории; выполнить работы по благоустройству придомовой территории дома N22 по ул.Заречная г.Кяхта, а именно обеспечить освещение территории двора жилого дома в вечернее время суток;
в срок до 31.11.2018 г. выполнить работы по благоустройству придомовой территории дома "... ", в именно: произвести асфальтирование проездных и пешеходных дорожек по периметру данного дома; организовать круглосуточную и бесперебойную подачу холодного водоснабжения, обеспечив жильцов дома N22 по ул.Заречная г.Кяхта холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые помещения.
В удовлетворении исковых требований в отношении ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать.
Заслушав доклад судьи Круглова В.Г, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с требованиями об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в обоснование иска указало на результаты проверок условий проживания в жилых квартирах многоквартирного кирпичного двухэтажного дома N22 по ул.Заречная г.Кяхта в июле 2017 г. и в марте 2018 г. В указанном доме проживают граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договоров найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
В суде первой инстанции представитель истца Мальцев А.А. настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья", Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Тубчинов А.В. возражал против иска, так как жилые квартиры в указанном доме являются собственностью Республики Бурятия, предоставлены гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договоров найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. За ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" данные жилые помещения закреплены на праве оперативного управления, принимаются соответствующие меры по определению управляющей организации для обеспечения уборки твердых бытовых отходов и придомовой территории, однако, в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсах, они не состоялись. Указал, что данные жилые помещения приобретались Министерством строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия, но в государственном контракте от 26.08.2013 г. требований о наличии твердого покрытия проездных и пешеходных дорожек по периметру дома не содержится. Вывоз мусора осуществляется, на крыльце дома имеется осветительный прибор. В связи с отключением с 08.05.2016 г. централизованного водоснабжения администрацией "город Кяхта" осуществлен подвоз воды 2 раза в неделю. В настоящее время ведется работа по подключению бесперебойного водоснабжения в жилые помещения.
Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия в суд не явился, в представленном отзыве иск не признал, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Ответственность за устранение указанных нарушений несет собственник дома - ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья".
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в суд не явился, согласно отзыву иск не признал.
Представитель третьего лица Администрации МО "Кяхтинский район" Ершович А.Е. в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласились представители Министерства имущества и земельных отношений Республики Бурятия и Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
Так Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия полагает, что ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" является самостоятельным юридическим лицом и может самостоятельно приобретать и осуществлять права, нести обязанности. Считает, что оснований для возложения обязанности о принятии мер по приведению в соответствии с санитарными требованиями содержания указанного жилого дома на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не имеется.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия указало, что у него отсутствуют полномочия по содержанию имущества, находящегося в оперативном управлении ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья".
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия Симонова О.А, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" Казаков А.В. доводы своих жалоб поддержали. Казаков А.В. также пояснил, что ответственность по приведению жилых помещений в соответствие с санитарными нормами должна быть возложена на государственного заказчика Министерство строительства и ЖКК Республики Бурятия.
Представитель истца Баяндуева Д.Б. согласилась с доводами жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, полагала жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не подлежащей удовлетворению, поскольку бремя содержания спорного имущества возложено на подведомственное ему учреждение.
Остальные стороны, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав явившихся лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе проверок многоквартирного кирпичного двухэтажного дома N22 по ул.Заречная г.Кяхта в июле 2017 г. и в марте 2018 г. установлены следующие нарушения санитарных требований.
Так придомовая территория захламлена твердыми коммунальными отходами, которые своевременно не убираются, контейнер для сбора отходов переполнен, ежедневно не вывозится, проездные и пешеходные дорожки не имеют твердого покрытия, территория двора в вечернее время не освещается.
Здание обеспечено сетями холодного водоснабжения и канализации, однако на момент обследования холодное водоснабжение в доме отсутствовало. Организован подвоз питьевой воды один раз в неделю, что не удовлетворяет потребности жильцов дома в полном объеме.
Вывоз твердых коммунальных отходов производится один раз в неделю на безвозмездной основе силами ИП Москвитина С.Н, при этом договорных отношений с собственником дома по его обслуживанию предприятие не имеет с марта 2015 г.
Согласно сведениям МУП "Водоканал", услуга по подвозу воды оказывается согласно графику два раза в неделю.
Таким образом, выявленные в ходе проверок обстоятельства нарушают требования, установленные в п.1.2, п.1.4, п.2.7, п.2.9, п.2.11, п.2.12, п.8.1.1, п.8.2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2014 г. N64.
Установлено, что квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме N22 по ул.Заречная г.Кяхта, являются собственностью Республики Бурятия, включены в специализированный жилищный фонд и предоставляются гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договоров найма специализированного жилого помещения.
Данные квартиры закреплены на праве оперативного управления за ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья".
В силу ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения, предоставляемые данной категории граждан, должны быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, вывод суда о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства должна быть возложена на ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" в силу положений ст.65 Жилищного кодекса РФ, является верным.
При разрешении данного спора суд первой инстанции также верно установилобъем ответственности Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия за выявленные при эксплуатации указанного дома нарушения санитарных требований.
Так учредителем и собственником имущества ГБУ "Республиканский ресурсный центр "Семья" является Республика Бурятия, чьи полномочия, в том числе и в качестве главного распорядителя бюджетных средств, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
Поскольку данный орган осуществляет функции учредителя указанного бюджетного учреждения, а также является главным распорядителем денежных средств, выделение которых необходимо для устранения указанных выше недостатков, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, ввиду их необоснованности.
Между тем, судебная коллегия соглашается с доводами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия о неправильном толковании ст.209, ст.201 Гражданского кодекса РФ при рассмотрении иска.
В силу ст.ст.209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
В силу ст.216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Так в ст.ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части возложения обязательств по устранению выявленных нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 10 мая 2018 года в части исковых требований к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия отменить.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Бурятия об обязании принять меры по приведению в соответствие с санитарными требованиями содержание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Кяхта, ул.Заречная, 22.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: О.Р. Холонгуева
Судьи: В.Н. Базаров
В.Г. Круглов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.