Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., рассмотрев жалобу Никитенко С.А. на постановление начальника отделения (погз) отдела (погк) в г. Лагани Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 7 июня 2018 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 5 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Никитенко Сергея Александровича,
установил:
постановлением начальника отделения (погз) отдела (погк) в г. Лагани Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 7 июня 2018 г. Никитенко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением судьи Лаганского районного суда от 5 июля 2018 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Никитенко С.А. просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебное решение отменить. Ссылается на то, что звеньевой рыболовецкого звена не является должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, соответственно он не является субъектом административного правонарушения. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что 18 мая 2018 г. в 14 час. 30 мин. работник его звена З.М.А. осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Никитенко С.А, его защитник Курмамбаева Д.М, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и его защитника.
Проверив материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 настоящего Кодекса.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Правилами рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии со ст. 43.1 указанного Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Исходя из положений Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), а также выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.
С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет наступление ответственности.
Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна установлены приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18 ноября 2014 г. N453 "Об утверждении Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" (далее - Правила рыболовства).
Пункт 9.1 Правил рыболовства предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели локальным актом назначают лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судна рыбопромыслового флота.
В соответствии с положениями абз. 3 подп. 15.1 п. 15 Правил рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в отсутствие лица, ответственного за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота).
Из материалов дела следует, что 18 мая 2018 г. в 14 час. 30 мин. в Лаганском районе Республике Калмыкия в точке с координатами СШ:45°04"39"", ВД:47°24"23"" в ходе осуществления пограничной деятельности сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области было установлено, что рыбак ИП ХХХ - З.М.А, находясь на маломерном средстве типа "Казанка" бортовой номер ХХХ, осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов согласно разрешению на добычу N ХХХ серии ХХХ, в отсутствие звеньевого Никитенко С.А, являющегося лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
По данному факту 1 июня 2018 г. в отношении Никитенко С.А. заместителем начальника отделения (погз) отдела пограничного контроля (погк) в г. Лагани Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Начальником отделения (погз) отдела пограничного контроля (погк) в г. Лагани Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 7 июня 2018 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым Никитенко С.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, нарушившее Правила рыболовства, виновность указанного должностного лица в совершении административного правонарушения.
Исследованным доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При проверке дела в порядке ст.30.6 КоАП РФ судьей Лаганского районного суда Республики Калмыкия дана оценка представленным доказательствам и сделан правильный вывод о наличии в действиях Никитенко С.А. состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Довод жалобы Никитенко С.А. о том, что он не является должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, а потому не может быть субъектом инкриминируемого правонарушения, является несостоятельным.
Статьей 2.4 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с п. 9.2. Правил рыболовства лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанное в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов организует работу по добыче (вылову) водных биоресурсов на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков); распределяет обязанности между работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя и обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.
Локальным актом - Приказом N ХХХ от ХХХ г. Никитенко С.А. назначен звеньевым звена N1 ИП ХХХ, куда входит и З.М.А, а также ответственным за добычу водных биологических ресурсов и соблюдение Правил рыболовства.
В соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N ХХХ серия ХХХ Никитенко С.А. является лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Из материалов дела усматривается, что З.М.А, находясь на маломерном средстве типа "Казанка" бортовой номер ХХХ, осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов, имея при себе разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданное на имя Никитенко С.А, в отсутствие лица, ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов
Таким образом, Никитенко С.А. как лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанное в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, надлежащим образом не организовал труд своих работников, не осуществил надлежащий контроль за ними, соответственно обоснованно привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
Довод жалобы Никитенко С.А. об отсутствии доказательств, свидетельствующих об осуществлении работником его звена Зубковым М.А. добычи (вылова) водных биологических ресурсов, опровергается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении письменными объяснениями З. М.А. от 18 мая 2018 г. и вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания от 18 мая 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении З.М.А, согласно которым последний 18 мая 2018 г. в 14 час. 30 мин. в Лаганском районе Республике Калмыкия в точке с координатами СШ:45°04"39"", ВД:47°24"23"" осуществлял добычу (вылов) водных биологических ресурсов в отсутствие лица, ответственного за добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
В связи с изложенным, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о виновности Никитенко С.А. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для признания совершенного Никитенко С.А. административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство", обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 или ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов.
В этих целях, в частности необходимо учитывать:
предмет административного правонарушения, если таковой имеется (разрешен ли данный вид биоресурсов к добыче (вылову), запрещен либо ограничен на момент совершения административного правонарушения, а также количество незаконно добытых (выловленных) биоресурсов);
примененные правонарушителем орудия, способы рыболовства (являлись ли они запрещенными либо не разрешенными или ограниченными к применению в момент совершения административного правонарушения в данном месте либо данными лицами);
место совершения административного правонарушения (относится ли оно к районам, где рыболовство запрещено либо ограничено, или отнесено к объектам общего пользования).
Как усматривается из материалов дела на момент совершения административного правонарушения в Лаганском районе Республике Калмыкия в точке с координатами СШ:45°04"39"", ВД: 47°24"23"" вылов водных биоресурсов не был запрещен либо ограничен; З.М.А. какой-либо биоресурс добыт не был; сведений о том, что добыча водных биоресурсов производилась с применением орудий, способов рыболовства запрещенных либо не разрешенных или ограниченных к применению в материалах дела не имеется.
Таким образом, при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, вмененное Никитенко С.А. правонарушение по своему характеру, объему, отсутствию тяжких последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и не влияет непосредственно на сохранение водных биоресурсов, в связи с чем подлежит признанию малозначительным.
Учитывая изложенное, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, вынесенное по жалобе на это постановление, в отношении Никитенко С.А. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению с объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отделения (погз) отдела (погк) в г. Лагани Пограничного управления ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области от 7 июня 2018 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 5 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Никитенко Сергея Александровича отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ - за малозначительностью административного правонарушения, объявив Никитенко Сергею Александровичу устное замечание.
Судья В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.