Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Говорова С.И. и Литовкина В.В,
при секретаре Годаевой Т.А,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лиджиева Сергея Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционной жалобе административного истца Лиджиева С.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 г.
Заслушав доклад судьи Литовкина В.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя административного истца Корнусовой Д.С, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя административного ответчика Федоренко С.И, судебная коллегия
установила:
Лиджиев С.Н. обратился в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Калмыкия (далее - УФСИН России по РК), мотивируя свои требования тем, что с 01 декабря 1997 г. по 10 января 2005 г. проходил службу в органах внутренних дел РФ, с 12 января 2005 г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. По состоянию на 19 января 2018 г. выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 8 мес. 11 дн. 15 февраля 2018 г. им подан рапорт в УФСИН России по РК о принятии его и членов семьи на учёт на получение единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек, с приложением необходимых документов. Комиссией УФСИН России по РК ему отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с ухудшением в 2015 г. жилищных условий несовершеннолетним сыном.
Считает решение комиссии необоснованным. Указал, что его несовершеннолетнему сыну Л.Н.С. с 9 декабря 2013 г. по 14 октября 2015 г. принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности в жилом помещении, расположенном по адресу:ХХХ, общей площадью 44.7 кв. м, которая продана его матерью ХХХ. Между тем, он (Лиджиев С.Н.) в качестве стороны в указанной сделке участия не принимал, согласия на ее совершение не давал, членом его семьи ХХХ не являлась, в зарегистрированном браке с ним не состояла. Его сын Л Н.С.не мог намеренно ухудшить жилищные условия как член его семьи, поскольку на момент отчуждения указанной доли ему исполнилось всего 3 года и у него отсутствовали полномочия совершать сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом. В настоящее время в связи со смертью ХХХ его малолетний сынЛ.Н.С.и дочьЛ.А.С. проживают вместе с нимв жилом помещении площадью 29,42 кв.м, расположенном адресу: ХХХ. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности ни он, ни его малолетние детине имеют. Принадлежавшая с 9 декабря 2013 г. по 14 октября 2015 г. его сыну 1/3 доля в праве общей долевой собственности в квартире площадью 44,7 кв.м. составляла 14,9 кв.м. (44,7 кв.м.х1/3 доли). На момент обращения с рапортом о принятии его и членов семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в УФСИН России по РК общая площадь жилого помещения с учетом проданной 1/3 доли составляла 44,32 кв.м. (14,9 кв.м. + 29,42 кв.м.). С учетом указанного в рапорте состава семьи из 3 человек, на каждого члена семьи приходилось по 14,77 кв.м. Таким образом, в момент обращения в комиссию УФСИН России по РК он являлся нуждающимся в обеспечении жилым помещением, так как жилищные условия в результате продажи 1/3 доли недвижимости не ухудшились, поскольку он и члены его семьи как до момента отчуждения 1/3 доли недвижимости, так и после ее отчуждения обеспечены жилой площадью менее 15 кв.м. на одного члена семьи.
Просил признать незаконным решение комиссии УФСИН России по РК по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, содержащееся в выписке из протокола заседания комиссии от 14 марта 2018 г. N 1, об отказе в постановке его и членов семьи на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушенияпутем постановки его и членов семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи рапорта, то есть с 15 февраля 2018 г.; взыскать судебные расходы в сумме 300 руб.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 г. в удовлетворении административных исковых требований Лиджиева С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Лиджиев С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), изучив представленные УФСИН России по РК материалы, касающиеся рассмотрения вопроса о предоставлении Лиджиеву С.Н. ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лиджиев С.Н. является сотрудником уголовно-исполнительной системы, выслуга лет по состоянию на 19 января 2018 г. составляет в календарном исчислении более 21 года.
15 февраля 2018 г. Лиджиевым С.Н. подан рапорт в УФСИН России по РК о принятии его и членов семьи на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии постановлением Правительства РФ N 369 от 24 апреля 2013 г.
Согласно выписке из протокола N 1 от 14 марта 2018 г. заседания комиссии УФСИН России по РК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения Лиджиеву С.Н. отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с совершением в 2015 г. его несовершеннолетним сыном Л.Н.С. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, предусмотренных ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение комиссии УФСИН России по РК об отказе в постановке Лиджиева С.Н. и членов его семьи на жилищный учет соответствует требованиям законодательства, регулирующего вопросы постановки сотрудников органов уголовно-исполнительной системы России на учет для получения ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют положениям материального закона и фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, в том числе связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
В силу п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно п. 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им и членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Лиджиев С.Н. имеет несовершеннолетнего сынаЛ.Н.С,ХХХ года рождения, несовершеннолетнюю дочьЛ.А.С,ХХХ года рождения, которые проживали со своей матерью ХХХ в жилом помещении площадью 52,62 кв.м. по адресу:ХХХ, принадлежащем на праве собственности ХХХ.
В связи со смертью ХХХ с 22 октября 2016 г. несовершеннолетние дети Лиджиева С.Н. зарегистрированы и проживают вместе с ним в квартире площадью 29,42 кв.м. по адресу: ХХХ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 8 февраля 2018 г, несовершеннолетний сын истцаЛ.Н.С.с 9 декабря 2013 г. по 14 октября 2015 г. имел в собственности 1/3 долю в праве общей долевой собственности в жилом помещении площадью 44,7 кв.м, расположенном по адресу:ХХХ.
При наличии представленных административным истцом документов комиссия УФСИН России по РК пришла к правильному выводу, что в силу требований п. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ истец не обладал правом для постановки на учет и обеспечения указанной социальной выплатой, поскольку отчуждение 1/3 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, которая принадлежала его сыну Л.Н.С, повлекло ухудшение жилищных условий.
Доводы жалобы о том, что отчуждение 1/3 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении было произведено без ведома Лиджиева С.Н, малолетний сын истцаЛ.Н.С.в силу закона и своего малолетнего возраста не мог намеренно ухудшить жилищные условия, правового значения не имеют, поскольку в случае отчуждения сотрудником или членами его семьи жилых помещений или их частей, то он (сотрудник) может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Доказательства того, что отчуждение части жилого помещения было вынужденным, материалы административного дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что продажа 1/3 доли квартиры не ухудшила жилищные условия истца и не привела к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении являются несостоятельными.
В соответствии с п. 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Таким образом, к намеренному ухудшению жилищных условий относятся не только действия, приведшие к возникновению права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, но и те действия, что привели к возникновению у заявителя права получить её в большем размере.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, основаны на ином толковании норм действующего законодательства, сводятся к переоценке выводов суда и обстоятельств дела, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При таких данных оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи С.И. Говоров
В.В. Литовкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.