Дата вступления в законную силу - 4 сентября 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре Манжиковой А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сангаджиева Саранга Геннадьевича к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,
установил:
Сангаджиев С.Г. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что ему принадлежат на праве с земельные участки:
- с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу, "... ";
- с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу, "... ".
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 N 542 "О результатах государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... "по состоянию на 29 июля 2013 г. составила "... " руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 31 июля 2013 г. составила "... " руб.
В связи с тем, что завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков по отношению к реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, нарушаются его права как собственника земельных участков и плательщика земельного налога. С целью определения рыночной стоимости земельных участков он обратился к независимому оценщику для проведения их оценки. Согласно заключению независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельных участков составила по "... " руб. каждый. Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 29 и 31 июля 2013 г. в размере, равном их рыночной стоимости - по "... " руб. каждый.
В судебном заседании представитель истца Шаральдинова Б.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители Правительства Республики Калмыкия, Управления Росреестра по РК, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив суду о причинах неявки, возражений в установленный судом срок не представили.
В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей Правительства Республики Калмыкия, Управления Росреестра по РК.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанная норма закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно частям 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, Сангаджиеву С.Г. принадлежат на праве собственности земельные участки:
- с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир п. Шатта, участок находится примерно в 6,65 км от ориентира по направлению на восток;
- с кадастровым номером "... ", общей площадью "... " кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу, "... ".
Право собственности земельными участками подтверждается договорами дарения от 5 декабря 2017 г. и 27 декабря 2017 г, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2017 г, 15 января 2018 г.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то есть действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010г. N 508 (в редакции приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015г.
N 388) кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Кадастровая стоимость земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия", составила по "... " руб. Кадастровая стоимость утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012г. N 542 "О результатах государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Республики Калмыкия".
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, Сангаджиев С.Г. обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету N 28-6/18 от 25 июня 2018 г, составленному независимым оценщиком Манжиковой Н.С. (является членом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", выписка из реестра саморегулируемой организации оцещников, ее ответственность застрахована в страховом публичном акционерном обществе "Ингосстрах"), рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "... ", "... " по состоянию на 29 и 31 июля 2013 г. составила по "... " руб. каждый.
Отчет об оценке N 28-6/18 от 25 июня 2018 г. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и заданию на оценку, выводы эксперта о величине рыночной стоимости объектов признаны обоснованными.
Изучив отчет об оценке, суд приходит к выводу, что представленный истцом отчет является достоверным, в целом соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный истцом отчет N 28-6/18 от 25 июня 2018 г. подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёт об определении рыночной стоимости земельных участков не представлены.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное Сангаджиевым С.Г. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "... ", "... " по состоянию на 29 и 31 июля 2013 г, равной по "... " руб. каждый, подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Принимая во внимание, что Законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд - в данном случае 06 июля 2018г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Сангаджиева Саранга Геннадьевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по адресу, "... "; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере "... " руб. ("... ") руб. по состоянию на 29 июля 2013 г, на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по адресу, "... "; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере "... " руб. ("... ") руб. по состоянию на 31 июля 2013 г, на период с 1 января 2018 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Сангаджиева С.Г. о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 июля 2018г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Лиджеева Л.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.