Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу Барабаш И.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г. и решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора Муниципального бюджетного учреждения "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш Ирины Ивановны,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г. директор Муниципального бюджетного учреждения (далее - МБУ) "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 22000 руб.
Решением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2018 г. вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, Барабаш И.И. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что у неё отсутствовала обязанность по направлению бывшему нанимателю (работодателю) Скорик Г.В. сообщения о заключении с ней трудового договора, поскольку, замещая должность главы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Скорик Г.В. не являлась муниципальным служащим.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Яшалтинского района Республики Калмыкия проведена проверка соблюдения работодателями законодательства о противодействии коррупции при привлечении к трудовой деятельности граждан, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы.
В ходе проверки установлено, что приказом директора МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И. от 3 мая 2018 г. N42/а на должность контролера водопровода в с. Красный Партизан Яшалтинского района Республики Калмыкия принята Скорик Г.В. В этот же день между МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" и ХХХ заключен трудовой договор N ХХХ.
Ранее, в период до 6 июня 2017 г, ХХХ замещала должность Главы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
По результатам проверки сделан вывод о том, что директор МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И, заключив трудовой договор со ХХХ, ранее замещавшей муниципальную должность, в нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), в установленный законом десятидневный срок не сообщила представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту работы ХХХ, а именно в администрацию Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, о заключении с ней трудового договора.
7 июня 2018 г. постановлением прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в отношении директора МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И. мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Проверяя законность и обоснованность принятого постановления судья районного суда оставил его без изменения.
Вместе с тем, с судебными актами согласиться нельзя в виду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 12 Закона о противодействии коррупции определены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Под указанными в ст. 12 Закона о противодействии коррупции перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.
В силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выборное должностное лицо местного самоуправления должно соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
На ХХХ, замещавшую должность Главы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, как на выборное должностное лицо местного самоуправления распространялись ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 года Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).
Так, п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.
Согласно пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Таким образом, из анализа п. 1, пп. "е" п. 2 ст. 12 Конвенции против коррупции, ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.
Исходя из системного анализа положений ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9.1, 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
В соответствии с Уставом МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" является некоммерческой организацией (бюджетным учреждением), созданной для оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, в том числе выполнение работ по благоустройству территории с. Яшалта и Яшалтинского района Республики Калмыкия, обеспечению комфортности проживания населения, удовлетворения общественных потребностей в сфере благоустройства, коммунального хозяйства, дорожной деятельности, бытового обслуживания, организации похорон и т.п. (п. 2.2 Устава).
Учредителем учреждения является Яшалтинское районное муниципальное образование Республики Калмыкия (п. 1.5 Устава).
Установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что данное муниципальное бюджетное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности, благоустройства территории, жилищно-коммунального хозяйства, его деятельность связана с предоставлением муниципальных услуг, позволяют сделать вывод о том, что исполнение ХХХ должностных обязанностей контролера водопровода в с. Красный Партизан Яшалтинского района Республики Калмыкия не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой указанным лицом должностью главы Краснопартизанского сельского муниципального образования Республики Калмыкия.
Следовательно, вывод о том, что совершенное директором МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш И.И. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, является необоснованным.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи и вынесенное по жалобе решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Яшалтинского судебного района Республики Калмыкия от 20 июня 2018 г. и решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 16 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении директора МБУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства Яшалтинского района" Барабаш Ирины Ивановны отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель Председателя А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.