Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 29 августа 2018 г. по делу N 33а-1005/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей: Санникова А.Б, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Сидоренкове К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2017 года, которым частично удовлетворены заявленные требования прапорщика Багдасарова Армена Степановича об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Багдасаров А.С. обратился в суд с административными исковыми заявлениями, объединенными в одно производство, в которых просил признать незаконными:
действия начальника управления финансового обеспечения, связанные с приостановлением ему выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения и обязать названное должностное лицо возобновить ее выплату;
возвращение начальником управления финансового обеспечения его рапорта от 7 сентября 2017 года и обязать это должностное лицо при выплате денежной компенсации за наем жилого помещения учитывать этот рапорт и договор найма жилого помещения от 1 сентября 2017 года;
сообщение начальника управления финансового от 30 октября 2017 года N 8583/1фрп о возвращении рапорта истца с целью представления необходимых документов для выплаты оспариваемой надбавки;
сообщение начальника управления финансового обеспечения от 19 июня 2017 года N 4662/1фрп о необходимости представления рапорта установленной формы на выплату оспариваемой надбавки, и обязать это должностное лицо направить командиру войсковой части N сообщение о том, что названное сообщение не подлежит исполнению.
Также Багдасаров А.С. просил обязать начальника управления финансового обеспечения прекратить понуждать его к написанию рапорта в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, взыскать с управления финансового обеспечения в его пользу 41 400 рублей в счет компенсации морального вреда, а также возместить понесенные им по делу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 600 рублей.
Решением гарнизонного военного суда требования истца удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия начальника управления финансового обеспечения, связанные с приостановлением выплаты Багдасарову А.С. денежной компенсации за наем жилого помещения, и обязал названное должностное лицо возобновить истцу выплату названной компенсации до 1 сентября 2017 года.
Кроме того, гарнизонный военный суд взыскал с управления финансового обеспечения в пользу Багдасарова А.С. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, 600 рублей.
Вудовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе Багдасаров А.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование истец, ссылаясь на положения пункта 6 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 (далее - Инструкция) указывает, что рапорт о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения может быть подан в произвольной форме и не должен соответствовать приложению N 1 названной Инструкции.
Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не рассмотрено его требование, касающееся признания незаконными действий начальника управления финансового обеспечения, связанных с приостановлением выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения после 1 сентября 2017 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Положение), выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм реализации жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пункту 2 Положения, денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащего в списки на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В пункте 4 Инструкции установлено, что выплата денежной компенсации производится со дня найма жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решение о выплате денежной компенсаций принимается на основании рапорта (приложение N 1 к Инструкции), к которому прилагаются документы, подтверждающие право на получение компенсации.
Из изложенного следует, что основанием для начала выплаты названной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в специализированном жилом помещении по месту прохождения военной службы, выраженное в форме рапорта (приложение N 1 к Инструкции) с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации.
По делу установлено, что с июня 2015 года Багдасаров А.С. с членами семьи на основании договора найма жилого помещения от 10 июня 2015 года проживал по адресу: "адрес" С июня 2015 года по май 2017 года в управлении финансового обеспечения ему производилась выплата денежной компенсации за поднаем жилья в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909".
Приказом командира войсковой части N от 20 февраля 2017 года N 456 истцу установлена к выплате денежная компенсация за наем жилого помещения в 2017 году. Сведений об отмене либо изменении данного приказа в материалах дела не содержится.
На основании договора найма жилого помещения от 1 сентября 2017 года Багдасаров А.С. с членами семьи стал проживать в квартире по адресу: "адрес"
Таким образом, договор найма жилого помещения от 10 июня 2015 года, на основании которого истец с семьей проживал по адресу: "адрес", действовал до 1 сентября 2017 года.
В направленном в адрес командира войсковой части N сообщении начальника управления финансового обеспечения от 19 июня 2017 года N 4662/1фрп указано, что в комплектах документов военнослужащих, получающих денежную компенсацию за поднаем жилья, отсутствуют рапорта по форме, предусмотренной приложением N 1 Инструкции. В связи с этим необходимо в кратчайшие сроки предоставить такие рапорта в управление финансового обеспечения. В случае отказа рассмотреть вопрос об издании приказа о прекращении выплаты названной компенсации.
Из ответа начальника управления финансового обеспечения на обращение истца от 4 декабря 2017 года N 9806/1фрп следует, что Багдасарову А.С. с мая 2017 года выплата денежной компенсации за наем жилого помещения приостановлена для понуждения военнослужащего и командира воинской части к представлению документов, соответствующих требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 и Инструкции. После их представления денежная компенсация за поднаем жилья будет выплачена установленным порядком.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что с момента заключения договора найма жилого помещения в июне 2015 года до его расторжения 1 сентября 2017 года у Багдасарова А.С. произошли изменения, повлекшие прекращение оспариваемой выплаты.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает возможности приостановления выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения с целью понуждения военнослужащего и командира воинской части к представлению документов.
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно удовлетворил требования истца, в части признания незаконными действий начальника управления финансового обеспечения, связанных с приостановлением выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 мая по 1 сентября 2017 года.
В настоящее время решение суда исполнено.
Вопреки доводу жалобы, требование о признании незаконными действий названного должностного лица, связанных с приостановлением выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения после 1 сентября 2017 года, предметом судебного разбирательства по данному делу не являлось.
Поскольку 1 сентября 2017 года Багдасаров А.С. с членами семьи вселился в другую квартиру и заключил новый договор найма жилого помещения, то в силу требований Инструкции должен был обратиться к должностным лицам воинской части и управления финансового обеспечения с рапортом установленного образца в соответствии с приложением N 1 этой Инструкции.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Багдасарова А.С. о признании незаконными действий начальника управления финансового обеспечения, связанных с возвращением рапорта истца от 7 сентября 2017 года о производстве ему выплаты указанной надбавки и направлением командиру войсковой части N сообщения от 30 октября 2017 года N 8583/1фрп о таком возвращении, и о возложении на названное должностное лицо обязанности учитывать при выплате денежной компенсации за наем жилого помещения рапорт истца от 7 сентября 2017 года и договор найма жилого помещения от 1 сентября 2017 года, а также о прекращении понуждать его к написанию рапорта в соответствии с требованиями названной Инструкции.
Вопреки утверждению в жалобе, пункт 6 Инструкции регулирует подачу военнослужащим рапорта об изменении состава семьи либо фактических затрат за наем (поднаем) жилого помещения, тогда как Багдасаровым А.С. 1 сентября 2017 года был заключен новый договор найма жилого помещения.
Как следует из материалов дела, командиром войсковой части N какие-либо приказы о прекращении выплаты истцу оспариваемой компенсации не издавались.
Поскольку права Багдасарова А.С. нарушены не были, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным сообщения начальника управления финансового обеспечения от 19 июня 2017 года N 4662/1фрп и возложении на названное должностное лицо обязанности направить командиру войсковой части N сообщение о том, что оно не подлежит исполнению.
Так как Багдасаровым А.С. доказательств причинения ему морального вреда представлено не было, гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца, касающегося взыскании с управления финансового обеспечения в его пользу 41 400 рублей в счет компенсации морального вреда.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 декабря 2017 года по административному исковому заявлению Багдасарова Армена Степановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.