Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кочергиной Е.Ю,
судей Ойдуп У.М, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Монгуш А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Е.Ю. гражданское дело по исковому заявлению Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании единовременной социальной выплаты по апелляционной жалобе истцов Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Белобородов В.Г, Белобородова И.А, Белобородов А.В, Белобородов И.В. обратились в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва (далее - ГУ МЧС России по Республике Тыва), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата), взыскании единовременной социальной выплаты, указывая на то, что решением комиссии истцам было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании части 7 статьи 4 пункта 14 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пункта 14 приложения N 1 к приказу ГУ МЧС России по Республике Тыва от 20 ноября 2013 года N 556, решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 19 мая 2014 года, апелляционного определения от 2 сентября 2014 года. Считают отказ незаконным, нарушающим их права и законные интересы. Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года его и членов его семьи восстановили в очереди на получение жилья с 28 марта 2001 года, в связи с чем, его право на получение единовременной социальной выплаты бесспорно.
Просили признать право Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. на получение единовременной социальной выплаты, взыскать с МЧС России единовременную социальную выплату, взыскать с ГУ МЧС России по Республике Тыва судебные расходы за составление искового заявления в размере 3000 руб, на оплату государственной пошлины в размере 1 200 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2018 года в удовлетворении искового заявления Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В к ГУ МЧС России по Республике Тыва, МЧС России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании единовременной социальной выплаты отказано.
Не согласившись с решением суда, истцы Белобородов В.Г, Белобородова И.А, Белобородов А.В, Белобородов И.В. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение отменить и принять по делу новое решение, указывая на то, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года истцы признаны нуждающимися в жилом помещении только в 2017 году, что привело к нарушению механизма реализации их законного права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Тыва Коваленко Т.С. просила оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции истцы Белобородов В.Г, Белобородова И.А. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Республике Тыва Коваленко Т.С. в заседании суда апелляционной инстанции с апелляционной жалобой не согласилась и просила в ее удовлетворении отказать.
Истцы Белобородов А.В, Белобородов И.В, представитель ответчика МСЧ России в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, апелляционная инстанция рассматривает дело без их участия согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из части 1 статьи 1 данного Закона.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
В соответствии с п. 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Согласно п. 24 Правил для перечисления единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в учреждения и органы заявление о перечислении средств с указанием реквизитов открытого ему банковского счета.
Из приведенных нормативных положений следует, что предоставление сотрудникам и бывшим сотрудникам единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такую выплату, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на получение единовременной социальной выплаты. При этом предоставление сотруднику и бывшему сотруднику единовременной социальной выплаты по общему правилу осуществляется в порядке очередности принятия их на учет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом от 26 апреля 2013 года N Белобородов В.Г. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "з" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья).
На момент увольнения выслуга лет Белобородова В.Г. составила 25 лет 03 месяца 00 дней в календарном исчислении, 35 лет 03 месяца 29 дней - в льготном исчислении.
Вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года исковые требования Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. к Главному управлению МЧС России по Республике Тыва удовлетворены. Установлен факт нахождения истцов на очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 марта 2001 года. На Главное управление МЧС России по Республике Тыва возложена обязанность восстановить Белобородова В.Г, Белобородову И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. в очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28 марта 2001 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 12 апреля 2017 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года оставлено без изменения.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от 27 апреля 2017 года N 15 рассмотрено заявление Белобородова В.Г. от 24 апреля 2017 года о постановке на учет Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В. в качестве нуждающихся в получении жилого помещения с 28 марта 2001 года на основании исполнительных листов Кызылского городского суда Республики Тыва по делу 2-7779/2016 от 21 декабря 2016 года и решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года.
Решением комиссии Белобородов В.Г, Белобородова И.А, Белобородов А.В, Белобородов И.В. на основании исполнительных листов ФС N, ФС N, ФС N, ФС N и решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года признаны нуждающимися в получении жилого помещения с 28 марта 2001 года.
14 июня 2017 года Белобородов В.Г. обратился в комиссию ГУ МЧС России по Республике Тыва с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании ст. 6 Федерального закона N283-ФЗ от 30 декабря 2012 года, решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 декабря 2016 года, выписки из протокола жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Тыва и подчиненных ему учреждений N 15 от 27 апреля 2017 года о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилого помещения с 28 марта 2001 года.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва N от 29 июня 2017 года решением комиссии Белобородову В.Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года.
Как следует из выписки протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Республике Тыва от 14 ноября 2017 года N, решением комиссии отменен пункт 1 протокола комиссии от 19 февраля 2014 года, пункт 1 протокола комиссии от 29 июня 2017 года N и принято новое решение в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ, пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о постановке Белобородова В.Г. на основании заявления от 21 января 2014 года на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека с датой принятия на учет с 21 января 2014 года.
Из справки ГУ МЧС России по Республике Тыва от 19 марта 2018 года следует, что с 2013 года по 16 марта 2018 года бюджетные ассигнования по осуществлению единовременных социальных выплат для приобретения и строительства жилых помещений сотрудникам внутренней службы до ГУ МЧС России по Республике Тыва не доводились.
Как следует из списка сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за период с 01 января 2014 года по 15 ноября 2017 года Белобородов В.Г. стоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с номером очередности "1" (л.д. 126).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Белобородова В.Г, Белобородовой И.А, Белобородова А.В, Белобородова И.В, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вопрос о постановке истцов на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ранее был разрешен ответчиком. Получение сотрудником, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на учет ранее истца.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах, которым в совокупности дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец, как принятый на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности, после поступления денежных средств из федерального бюджета.
Реализация права на получение социальной выплаты обусловлена волеизъявлением сотрудника, временем подачи заявления, а также соблюдением порядка очередности и может быть реализовано исключительно в порядке очередности, в рамках объема выделенного бюджетного финансирования.
Получение сотрудником, уволенным со службы единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке, законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на соответствующий учет.
Из смысла п. 13 Порядка формирования и работы в МЧС России комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом МЧС России от 09 сентября 2013 года N 594, дата принятия сотрудника на учет определяется датой регистрации заявления этого сотрудника в Журнале регистрации (действовавшего на дату принятия на учет).
Поскольку истец не имеет права на внеочередное предоставление ему единовременной социальной выплаты, последняя должна быть предоставлена ему в соответствии с очередностью предоставления им заявления о постановке на учет и датой постановки на учет - 21 января 2014 года.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку принцип очередности реализации спорного права судом не нарушен, кроме того, постановка истца на учет с момента поступления документов в комиссию является правомерной, не нарушает прав иных лиц, обладающих правом на получение указанной единовременной социальной выплаты, истец вправе получить единовременную выплату в порядке очередности, так как оснований и условий получения соответствующей выплаты вне очереди действующее законодательство не предусматривает, вместе с тем, осуществляя свои права, истец не вправе нарушать права и законные интересы иных лиц.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с принципом диспозитивности гражданского судопроизводства, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, стороны принимают на себя все последствия совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания как для отмены решения суда первой инстанции в части требований, которые судом не рассматривались, так и для удовлетворения тех требований, которые истцом не заявлялись. Оснований для выхода за пределы заявленных истцом требований и проверки решения в части даты принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты не с 21 января 2014 года, а с 20 ноября 2013 года у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку до рассмотрения дела по существу такого требования истцами заявлено не было
Поэтому при рассмотрении апелляционной жалобы в данной части подлежат применению разъяснения, данные в абзаце 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в соответствии с которыми новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, не опровергают изложенных выводов суда первой инстанции и сводятся к иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.