Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., судей Бады-Сагаана А.В., Дулуша В.В., при секретаре Кужугет К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Ондара А.Д. к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Тыва", Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии в части неопределения категории годности к службе в органах внутренних дел, об обязании внести дополнение в заключение по определению категории годности к службе в органах внутренних дел, о признании права на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда, причиненного здоровью, по апелляционной жалобе истца Ондара А.Д. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2017 года,
установила:
Ондар А.Д. 29 июня 2015 года обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел по Республике Тыва" (далее -ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва"), Министерству внутренних дел по Республике Тыва (МВД по Республике Тыва) и с учетом уточнения исковых требований просил признать недействительным заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 17 февраля 2015 г. N106 в части неопределения категории годности к службе в органах внутренних дел, обязать внести дополнение в заключение по определению категории годности к службе в органах внутренних дел, признать за ним право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации в связи с признанием его инвалидности вследствие военной травмы.
В обоснование иска Ондар А.Д. указал, что с 29 января 1998 г. проходил службу в органах внутренних дел. 7 февраля 2001 г. при исполнении служебных обязанностей в г. ** он получил травму.
Приказом МВД по Республике Тыва от 22 января 2004 г..N 38 л/с был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г..N 1026-I "О милиции" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г..N 161-ФЗ) (по собственному желанию), от прохождения военно-врачебной комиссии отказался. После получения военной травмы в связи с ухудшением состояния здоровья неоднократно обращался к врачам. Заключение ВВК МСЧ МВД по Республике Тыва от 9 июля 2013 г, которым он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, им оспаривалось в суде, однако в удовлетворении иска было отказано. 17 октября 2013 г..ему установлена ** по причине "Военная травма", с 1 ноября 2014 г..он признан ** по причине "военная травма". В связи с ухудшением состояния здоровья 23 января 2015 г..вновь обратился в ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" с заявлением об освидетельствовании его военно-врачебной комиссией. Заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 17 февраля 2015 года установлена причинная связь имеющихся у Ондара А.Д. заболеваний с военной травмой, однако в нарушение действующего законодательства не определена категория годности к службе в органах внутренних дел. Кроме того, 29 сентября 2015 г..он обращался в МВД по Республике Тыва с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также о выплате единовременной денежной компенсации, однако письмом министра внутренних дел по Республике Тыва от 21 октября 2015 г..N 1/0-81 ему было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на отсутствие правовых оснований для выплаты единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации.
Данный отказ считает незаконным, так как военная травма была получена им в период прохождения военной службы, а ** в связи со стойкой утратой трудоспособности вследствие военной травмы была установлена только после его увольнения в 2013 г..
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Ондара А.Д. отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Ондар А.Д. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что с 2013 г. признавался ** вследствие военной травмы. Однако военно-врачебной комиссией не определена категория годности к военной службе, что противоречит действующему законодательству. Кроме того, в соответствии с законодательством одним из мер социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел, ставших ** вследствие военной травмы, является выплата единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации. Полагает, что имеет право на получение единовременной и ежемесячной денежных компенсаций.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" Жданова Л.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Ондара А.Д. без удовлетворения.
Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ондар А.Д. с 29 января 1998 года проходил службу в органах внутренних дел.
7 февраля 2001 года в г. ** Ондар А.Д, занимавший должность милиционера-бойца ОМОН при МВД Республике Тыва, получил травму (контузию) при исполнении служебных обязанностей, что подтверждается заключением по материалам служебной проверки, утвержденной заместителем начальника отдела классификации и кодирования управления координации МВД Республики Тыва в феврале 2001 г.
Приказом МВД по Республике Тыва от 22 января 2004 г. N 38 л/с Ондар А.Д. был уволен из органов внутренних дел по пункту "а" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ) (по собственному желанию). От прохождения военно-врачебной комиссии перед увольнением со службы в органах внутренних дел Ондар А.Д. отказался.
8 июля 2013 г. Ондар А.Д. на основании своего заявления и направления из Управления по работе с личным составом МВД по Республике Тыва от 21 мая 2013 г. N 38 для установления причинной связи заболевания и годности к службе на момент увольнения из органов внутренних дел прошел медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва".
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 9 июля 2013 г. Ондару А.Д. установлена категория годности к службе "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 20 января 2004 г, а также причинная связь полученной им 7 февраля 2001 г. травмы с исполнением служебных обязанностей в формулировке "военная травма".
Вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 октября 2014 г. отказано в удовлетворении иска Ондара А.Д. к МВД по Республике Тыва, ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" о признании недействительным вышеуказанного заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 9 июля 2013 г. N 496 в части признания его годным к военной службе, обязании провести новую военно-врачебную экспертизу, изменении формулировки основания увольнения со службы по собственному желанию по п. "з" ч. 7 ст. 19 Закона РФ "О милиции", то есть по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
С 17 октября 2013 г. медико-социальной экспертизой Ондару А.Д. впервые установлена ** вследствие военной травмы, с 1 ноября 2014 года по 1 ноября 2015 г. - ** по причине военной травмы, с 1 ноября 2015 г. по 1 ноября 2016 г. - ** вследствие военной травмы бессрочно.
23 января 2015 года Ондар А.Д. обратился в ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" с заявлением о проведении освидетельствования в связи с ухудшением состоянии здоровья.
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 17 февраля 2015 г. установлены причинная связь имеющихся у Ондара А.Д. заболеваний с военной травмой, а также диагноз заболевания, полученного им в период прохождения военной службы.
29 сентября 2015 г. Ондар А.Д. обратился в МВД по Республике Тыва с заявлением о назначении ему единовременного пособия и других льгот, предусмотренных законодательством, как пенсионеру МВД Республики Тыва.
Министром внутренних дел Республики Тыва ответом от 21 октября 2015 г. N1/0-81 Ондару А.Д. отказано в удовлетворении его заявления по причине отсутствия правовых оснований для выплаты ему единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 9 июля 2013 года N 496 уже была установлена годность Ондара А.Д. к военной службе с незначительным ограничениями на момент увольнения со службы, факта нарушения процедуры проведения освидетельствования не установлено. Оснований для выплаты Ондару А.Д. единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации по возмещение вреда, причиненного здоровью, не имеется.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в органах внутренних дел в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с подпунктом "в" п. 92 вышеуказанного Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний граждан, проходивших (проходящих) военную службу (приравненную службу), военные сборы, в случае если увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов либо увечье, заболевание выявлено после увольнения гражданина с военной службы (приравненной службы), окончания военных сборов при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (приравненной службы), военных сборов.
Абзацем вторым п. 4.4. Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2010 года N 523 (ред. от 26.08.2013 г.), предусмотрено, что вопрос об определении категории годности к службе (военной службе) или о пересмотре заключения ВВК о категории годности к службе (военной службе) на момент увольнения со службы (военной службы) (независимо от причины и времени увольнения) рассматривается только на момент последнего увольнения из МВД России.
В соответствии с п. 238 вышеуказанной Инструкции заключение о категории годности к службе (военной службе) гражданина, проходившего службу (военную службу), выносится ВВК в соответствии со статьями расписания болезней, действовавшего на период его фактического увольнения, и только по заболеваниям, последствиям увечья, имевшимся на момент увольнения. Степень нарушения функций оценивается ВВК также на момент увольнения сотрудника.
Руководствуясь вышеприведенными положениями, с учетом того, что заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 9 июля 2013 г. N 496 уже была установлена годность Ондара А.Д. к военной службе с незначительным ограничениями на момент увольнения со службы, истцом данное заключение в суде оспаривалось, вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 октября 2014 г. оно признано законным.
Согласно протоколу заседания ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 17 февраля 2015 г, при проведении освидетельствования Ондара А.Д. все обстоятельства, выставленные диагнозы, медицинские документы, в том числе факты установления ** комиссией были приняты во внимание.
Оспаривая заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 17 февраля 2015 года, Ондар А.Д, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представил суду доказательств, которые поставили бы под сомнение указанное заключение ВВК.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным заключения в части не определения категории годности к службе в органах внутренних дел, обязании внести дополнение в заключение по определению категории годности к службе.
Суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований Ондара А.Д. в части признания права на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N1026-1 "О милиции" (действовавшей на момент увольнения истца со службы в органах внутренних дел 21 января 2004 г.) в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
Вопросы возмещения вреда, причиненного сотрудникам органов внутренних дел, регламентировались Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N805.
С 1 марта 2011 г. введен в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции", в соответствии с частью 6 статьи 43 которого предусмотрено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Действия положений указанной нормы распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 ФЗ "О полиции").
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. N590 (далее - Инструкция N590).
Согласно пункту 23 Инструкции N590, для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются: заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении группы инвалидности и их причине; копии материалов и заключение проверки, указанной в пункте 4 настоящей Инструкции; документ, подтверждающий прекращение службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в пункте 14 настоящей Инструкции; копия заключения ЦВВК (ВВК) о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
Выплата единовременного пособия в случае смерти гражданина Российской Федерации, единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника и ежемесячной денежной компенсации производится после прекращения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 14 Инструкции N590 в редакции приказа МВД России от 22 апреля 2015 г. N459).
Таким образом, в настоящее время условия и порядок осуществления выплат сотрудникам органов внутренних дел России в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, регулируется законом "О полиции" и Инструкцией N590. Суд первой инстанции ошибочно руководствовался положениями Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку предметом регулирования указанного закона является установление денежного довольствия военнослужащим и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Сотрудники органов внутренних дел в числе, на которых распространяется действие данного закона, в нем не названы.
30 сентября 2015 года Ондар А.Д. обращался в МВД по Республике Тыва с заявлением о назначении ему ** по причине "военная травма" единовременного пособия и иных выплат в соответствии с действующим законодательством.
Из ответа МВД по Республике Тыва от 21 октября 2015 года на вышеуказанное заявление Ондара А.Д. следует, что вопросы возмещения вреда, причиненного сотрудникам органов внутренних дел, на момент его увольнения регламентировались Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805. В соответствии с п. 19 данной Инструкции основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудников при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе" и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья. Согласно заключению ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 09 июля 2013 г. N 496, на момент увольнения из органов внутренних дел 20 января 2004 г. Ондар А.Д. был годен к военной службе с незначительным ограничениями, уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. Таким образом, оснований для выплаты заявителю ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и единовременного пособия в связи с установлением инвалидности не имеется.
Отказывая в удовлетворении искового требования Ондара А.Д. о признании за ним права на единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для их выплат не имеется.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что обязательными условиями выплаты денежных компенсаций являются установление гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей, и невозможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
Невозможность прохождения службы подтверждается установлением сотруднику полиции на основании заключения военно-врачебной комиссии определённой категории годности к службе ("Б", "В" или "Д") и увольнением со службы по соответствующему основанию, предусмотренному статьёй 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЭ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел (категория "Д") (пункт 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), или по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе (категории "Б" и "В") (пункт 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Аналогичные основания увольнения были предусмотрены и действовавшим на момент увольнения Ондара А.Д. Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ): по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел (пункт "ж" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе (пункт "з" части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".
Судебная коллегия обращает внимание на то, что Ондар А.Д. в январе 2004 г. был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом "а" части 7 статитб 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N1026-I "О милиции" (в редакции ФЗ от 8 декабря 2003 г. N161-ФЗ), то есть по собственному желанию, а не по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе в органах внутренних дел и невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Кроме того, при увольнении Ондар А.Д. от прохождения освидетельствования отказался. Заключением ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по Республике Тыва" от 9 июля 2013 г. N 496 была установлена годность Ондара А.Д. к военной службе с незначительными ограничениями на момент увольнения со службы.
Доказательств того, что именно повреждение здоровья истца как сотрудника органов внутренних дел повлекло впоследствии невозможность продолжения работы и увольнение его из органов внутренних дел не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.