Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В,
судей Кандана А.А, Ойдуп У.М,
при секретаре Оюн С-С.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Белчээ О.Д. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанностей поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента обращения и сформировать учетное дело по апелляционной жалобе Белчээ О.Д. и третьего лица по делу Лопсан С.Т, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 мая 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Белчээ О.Д. обратился в суд с вышеуказанным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН по РТ), указывая на то, что является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы, стаж службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. 26 мая 2014 г..подал в жилищно-бытовую комиссию УФСИН по РТ (далее - территориальная подкомиссия) рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив к нему все необходимые документы. Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России N 92 от 3 июня 2014 г, ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г..N369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), а именно - не была представлена информация о месте регистрации сына за период 5 лет. С данным отказом не согласен, поскольку им были представлены все необходимые документы. Сын Белчээ Ш.О. родился ** и всегда проживал вместе с ними по адресу **.
Просил признать за ним и членами его семьи право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; признать незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента его обращения с рапортом - 26 мая 2014 г..; обязать УФСИН по РТ сформировать в установленном порядке его учетное дело.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 мая 2018 года исковые требования Белчээ О.Д. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Белчээ О.Д. и третье лицо Лопсан С.Т. просят решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая на то, что местом жительства малолетнего сына в силу п. 2 ст. 20 ГК РФ является место жительства его родителей. Представленные им документы полностью подтверждают те условия и основания, с которыми закон связывает его право на получение единовременной социальной выплаты. В полномочия территориальной подкомиссии входит проверка представленных документов на предмет соответствия установленному перечню. Решение комиссии ФСИН принято с нарушением установленного срока.
В судебном заседании истец и его представитель Артемьева О.В, третье лицо Лопсан С.Т. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ФСИН России и УФСИН по РТ Наезжих А.М. с апелляционной жалобой не согласилась и просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Белчээ О.Д. является сотрудником органов уголовно-исполнительной системы с 1 сентября 2000 г, общая выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 1 июня 2014 г. составляла 15 лет 9 месяцев, из них выслуга лет в уголовно-исполнительной системе - 13 лет 9 месяцев.
Семья истца состоит из трех человек: самого Белчээ О.Д, его супруги Лопсан С.Т. и сына Белчээ Ш.О, ** года рождения. Брак между Белчээ О.Д. и Лопсан С.Т. заключен 27 января 2012 г.
Из учетного дела следует, что Белчээ О.Д. с семьей зарегистрированы по адресу: ** (сотрудник - с 22 ноября 2013 г, супруга с сыном - с 7 декабря 2013 г.). Собственником данного жилого помещения является Кечил-оол Э.Э, родственных связей не выявлено. В период с 5 апреля 2000 г. и по 22 ноября 2013 г. Белчээ О.Д. был зарегистрирован по адресу: **, собственником которого является Даваа Т.К. В период с 19 августа 2003 г. по 13 декабря 2011 г. супруга истца была зарегистрирована по адресу: **. В период с 13 декабря 2011 г. по 7 декабря 2013 г. супруга истца с сыном была зарегистрирована по адресу: **. Собственником данной квартиры является Лопсан К.Б. (тетя супруги заявителя). На момент снятия с регистрационного учета (7 декабря 2013 г.) в данном жилом помещении было зарегистрировано 5 человек, общая площадь жилого помещения - 69,2 кв.м, следовательно, на 1 зарегистрированного приходилось по 13,84 кв.м. По представленным справкам в настоящее время в собственности у семьи Белчээ О.Д. жилых помещений не имеется.
Согласно выписке из ЕГРП от 10 декабря 2013 г, в период с 19 октября 2000 г. по 27 марта 2012 г. собственником квартиры по адресу: **, являлась Лопсан К.Б.
Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) запрашиваемых сведений у истца и его членов семьи недвижимое имущество на территории Республики Тыва отсутствует.
26 мая 2014 г. Белчээ О.Д. подал в ФСИН России рапорт о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему соответствующие документы.
3 июня 2014 г. территориальной подкомиссией принято решение о направлении документов Белчээ О.Д. в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом N 92 от 9 ноября 2016 г, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Основанием отказа в постановке Белчээ О.Д. на учет послужило то, что им не были предоставлены сведения о месте регистрации сына за период 5 лет, выписки из домовой книги, копии финансово-лицевых счетов на жилое помещение по адресу: **, в котором Белчээ О.Д. был зарегистрирован в период с 2000 г. по 22 ноября 2013 г, и на жилое помещение по адресу: **, в котором была зарегистрирована его супруга в период с 2003 г. по 13 декабря 2011 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Белчээ О.Д, суд первой инстанции исходил из того, что Белчээ О.Д. не были представлены обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п.1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в общежитии (п. 6 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членовего семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника заверенных в установленном порядке копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов учетного дела следует, что истцом в комиссию ФСИН России были представлены адресная справка и справка, выданные ГУП РТ "БТИ", подтверждающие, что истец в период с 2000 г. по 22 ноября 2013 г. был зарегистрирован по адресу: **, и собственником данного жилого помещения является Даваа Т.Т. на основании договора купли-продажи от 29 апреля 1988 г. N 3007.
Однако, истцом в нарушение требования пункта 5 Правил в комиссию ФСИН России не представлены копия финансово-лицевого счета на жилое помещение по адресу: **, в котором проживала супруга истца в период с 2003 г. по 13 декабря 2011 г, а также сведения о регистрации несовершеннолетнего сына до 7 декабря 2013 г. При этом истцом в комиссию не были представлены документы, подтверждающие невозможность получения соответствующих документов по независящим от него обстоятельствам. Такие документы были представлен им только в суд первой инстанции.
Между тем, представление указанных документов необходимо для установления нуждаемости истца в жилом помещении и принятия комиссией ФСИН России решения о наличии у него права с учетом совместно проживающих с ним членов семьи на получение единовременной социальной выплаты.
Непредставление истцом сведений о регистрации несовершеннолетнего сына по месту жительства за последние 5 лет до подачи рапорта лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Таким образом, вывод комиссии ФСИН России об отсутствии обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, является обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на п. 2 ст. 20 ГК РФ является необоснованной.
При решении вопроса о постановке истца с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего сына истца в соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ, а представление истцом вместе с рапортом документов, перечисленных в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетнего ребенка) за последние 5 лет до подачи рапорта.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка полноты представленных документов относится к полномочиям территориальной подкомиссии, не может быть признан обоснованным ввиду того, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих предоставлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, т.е. ФСИН России, а не его территориального управления.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении комиссией сроков рассмотрения рапорта истца о постановке на учет не являются основанием для удовлетворения его исковых требований. Белчээ О.Д. не обжаловал бездействие соответствующего федерального органа исполнительной власти в установленном законом порядке.
Следует отметить, что истец не лишен права на получение указанной выше единовременной социальной выплаты, при условии повторного обращения в комиссию с заявлением и пакетом требуемых по закону документов.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции стороны истца, высказанной в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 августа 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.