Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Бзегежевой Н.Ш,
судей Тхагапсовой Е.А. и Боджокова Н.К,
при секретаре судебного заседания Гречиной Е.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования "Кировское сельское поселение" на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Обязать Администрацию муниципального образования "Кировское сельское поселение" в срок до 01.04.2018 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных нижеперечисленных гидротехнических сооружений:
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40°05'41,59");
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37'19,47" E40o10'58,42");
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К, объяснения представителя Администрации ММО "Кировское сельское поселение" Локтионовой С.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу прокурора Джандар К.Х, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц обратился в Майкопский районный суд Республики Адыгея с иском к Администрации муниципального образования "Кировское сельское поселение" о возложении обязанности в срок до 01.04.2018 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных нижеперечисленных гидротехнических сооружений:
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40°05'41,59");
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37T9,47" E40o10,58,42");
комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Майкопского района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.
Положениями ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЭ, п. 5 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 N 359 "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В п. 7 ст. 2, подп. "а", п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" дано понятие противодействие терроризму - деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.
Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 N 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования "Кировское сельское поселение" расположены указанные бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Указанные земляные плотины и водопропускные сооружения являются единым недвижимым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением сооружений, раздел которых в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация МО "Кировское сельское поселение" в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных указанных гидротехнических сооружений, не обратилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Майкопского района Республики Адыгея Джандар К.Х. поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО "Кировское сельское поселение" Локтионова С.В. в судебном заседании не признала исковые требования и просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица администрации МО "Майкопский район" Белоусов А.В. в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными, при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды, природным ресурсам РА Глущенко К.В. в судебном заседании полагал исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея обоснованными и законными.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА Головской Г.Н. в судебном заседании пояснил, что если сооружение состоит на учете как капитальное строение, но ничего не мешает поставить его на учет как бесхозяйное, если нет, то необходимы меры по постановке его на учет, то есть необходимо заказать технический план. Если собственник объекта не известен, то орган вправе обратиться о признании права в орган Росреестра, поставив его на учет как бесхозяйное на один год, и после признать уже муниципальной собственностью в судебном порядке, как бесхозяйное имущество. При принятии решения полагался на усмотрение суда.
Третьи лица Овсепян А.И. и Егиазарян А.В. в судебном заседании пояснили, что указанные объекты находятся на земельных участках, которые они арендуют. Содержанием объектов занимаются своими силами, опасности не представляют. При принятии решения полагались на усмотрение суда.
Третье лицо Нечаев С.В, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания в суд не явился, не сообщил о причине своей неявки в суд. Заявлений, ходатайств относительно иска не представил.
Суд...
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования "Кировское сельское поселение" просит отменить решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 03 июля 2018 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование указывает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор указывает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 - 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации.
Проведенная Прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея проверка установила, что администрацией МО "Кировское сельское поселение" не зарегистрированы гидротехнические сооружения, расположенные по адресам: 1) северная окраина пос. Советского (N44°40'46,80" Е40°05'41,59"); 2) северо-восточная окраина х. Пролетарский (N44°37' 19,47" Е40°10'58,42"); 3) южная окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Положениями ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-Ф3, п. 5 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014 N 359 "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения" закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В п. 7 ст. 2, подп. "а", п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" дано понятие противодействие терроризму - деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.
Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведе- ния, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 N 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования "Кировское сельское поселение" расположены нижеперечисленные бесхозяйные гидротехнические сооружения:
Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрП-90 (МбП-7) протяженность 160 м, расположенное на северной окраине пос. Советского (N44°40'46,80" Е40°05"41,59").
Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбн-3 (МбК-6) протяженностью 130 м, расположенное на северо-восточной окраине х. Пролетарский (N44°37' 19,47" Е40°10'58,42").
Комплексное напорное гидротехническое сооружение, состоящее из земляной плотины и водопропускных сооружений - МрУбА-21 (МбА-2) протяженность 190 м, расположенное на южной окраина х. Октябрьский (N44°38'35,76" Е40°13'39,66").
Указанные земляные плотины и водопропускные сооружения являются единым недвижимым комплексом, то есть совокупностью объединенных единым назначением сооружений, раздел которых в натуре невозможен без изменения ее назначения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности доводов прокурора, о том, что в нарушение требований вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ, администрация МО "Кировское сельское поселение" в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйных указанных гидротехнических сооружений, не обратилось.
Также судебная коллегия указывает, что согласно содержанию искового заявления предметом требований не является оспаривание бездействия, которое является основанием для возникновения или прекращения права собственности. Требования прокурора сводятся к проверке законности бездействия администрации МО "Кировское сельское поселение" по не обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет вышеуказанного бесхозяйного имущества, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи на основании пункта 3 статьи 225 ГК РФ заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Соответственно, вывод суда о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на администрацию МО "Кировское сельское поселение" как орган местного самоуправления, является верным.
Судебная коллегия считает, что представленные по делу доказательства суд первой инстанции исследовал и оценил в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с учетом требований об относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности. Положения статей 55 и 56 ГПК РФ при оценке доказательств судом не нарушены, поэтому оснований для иной оценки доказательств по делу у судебной коллегии не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают ее несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 03 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Кировское сельское поселение" без удовлетворения.
Председательствующий - Н.Ш. Бзегежева
Судьи: Е.А. Тхагапсова, Н.К. Боджоков
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.