Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М,
судей - Панеш Ж.К. и Шишева Б.А,
при секретаре судебного заседания - Охтовой З.А,
с участием прокурора Яриджанова А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования " "адрес"" О.А.Т. на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 30.05.2018, которым постановлено:
удовлетворить административное исковое заявление прокурора "адрес" к администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" и администрации муниципального образования " "адрес"" о возложении обязанности по принятию мер к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" по непринятию мер, направленных на обеспечение безопасных условий для окружающей среды и соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в границах сельского поселения при условии временного накопления (размещения) отходов.
Обязать администрацию муниципального образования "Еленовское сельское поселение" и администрацию муниципального образования " "адрес"" принять необходимые меры, направленные на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах Еленовского сельского поселения "адрес" Республики Адыгея по координатам "данные изъяты" северной широты "данные изъяты" восточной долготы, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение подлежит опубликованию в районной газете " "данные изъяты"" в течение двух недель с момента вступления в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования "Еленовское сельское поселение" и администрацию муниципального образования " "адрес"" сообщить об исполнении решения в суд и прокурору "адрес" в течение одного месяца с момента исполнения решения суда.
Заслушав доклад судьи Шишева Б.А, объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования " "адрес"" по доверенности К.А.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по "адрес" - Г.В.К., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения объяснения прокурора Яриджанова А.В, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов 3-4 класса опасности и твердых коммунальных отходов. В обоснование административного искового заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в части обращения с твердыми бытовыми отходами. В ходе проверки было выявлено, что на открытом грунте земельных участков, расположенных в границах Еленовского сельского поселения находятся отходы 3-4 класса опасности. Размещение данных отходов не регистрировалось и является стихийным. Администрацией муниципального образования "Еленовское сельское поселение" мер по ликвидации стихийных свалок не принимается. Просил с учетом уточненных требований признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" "адрес", выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасных условий для окружающей среды и соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в границах сельского поселения при условии временного накопления (размещения) отходов в его границах, возложить на администрацию муниципального образования "Еленовское сельское поселение" и администрацию муниципального образования " "адрес"" обязанность по принятию необходимых мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах Еленовского сельского поселения "адрес" Республики Адыгея по координатам "данные изъяты" северной широты "данные изъяты" восточной долготы.
В суде первой инстанции старший помощник прокурора "адрес" Республики Адыгея Н.С.С. поддержал уточненные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - исполняющая обязанности главы администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" Ч.Ю.Н. возражала против удовлетворения административного искового заявления прокурора "адрес". Пояснила, что указанная прокурором несанкционированная свалка на территории поселения имеется, несмотря на то, что администрацией регулярно проводятся субботники по уборке образовывающихся свалок. При этом земельный участок, на котором расположена свалка, не относятся к муниципальной собственности Еленовского сельского поселения. Так же пояснила, что финансовых средств на уборку территорий от стихийных свалок у администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" не имеется.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования " "адрес"" - А.Ю.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления прокурора "адрес". Пояснила, что земельный участок, на котором располагается несанкционированное место размещения отходов, не являются муниципальной собственностью, а относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Действующим законодательством на администрацию муниципального образования " "адрес"" не возложено бремя содержания земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на данных участках и обязание судом ликвидировать свалку на земельном участке, который не являются собственностью муниципального образования за счет местного бюджета, повлечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, нарушение принципа самостоятельности бюджетов, а также самостоятельности органов местного самоуправления в вопросах управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета. Так же пояснила, что в соответствии с действующим законодательством организация деятельности по накоплению, сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
Суд принял вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе глава муниципального образования " "адрес"" О.А.Т. ссылаясь, на незаконность решения Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 30.05.2018 просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора "адрес" в полном объеме. В обоснование доводов указывает, что в настоящее время администрация муниципального образования " "адрес"" наделена только полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, обязанности по содержанию и принятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов на указанных землях не возложено. Полагает, что указанные выше действия не входят в полномочия администрации муниципального образования " "адрес"", так как в ряде федеральных законов законодатель установил, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Также указывает, что исполнение решения суда предполагает расходование бюджетных средств за счет местного бюджета, которое в свою очередь повлечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств.
В письменных возражениях и.о. прокурора "адрес" Б.Н.С. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит постановленное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда ввиду следующего.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п.п. 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно абз. 16 ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" п. 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта РФ и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Из этого следует, что на муниципальные районы и сельские поселения возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта РФ, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал в своих постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений статьей 42 и 58 Конституции РФ в их истолковании Конституционным Судом РФ, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2015 N 26-11).
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Кроме того, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (ст. 51).
Положениями статей 3,5-7 вышеуказанного Закона закрепляется принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Экологическая функция, являясь общей для всех уровней публичной власти в РФ, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления, в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения "несанкционированного" складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека.
Далее как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.03.2018 страшим помощником прокурора "адрес" Н.С.С, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в части обращения с твердыми бытовыми отходами. В ходе проверки было выявлено, что на открытом грунте земельного участка, расположенного в границах Еленовского сельского поселения "адрес" Республики Адыгея по координатам "данные изъяты" северной широты "данные изъяты" восточной долготы имеются несанкционированно размещенные бытовые отходы. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом проверки от 17.03.2018 и фотоматериалом (л.д.л.д. 70-77). Регистрация указанного земельного участка в качестве места временного хранения отходов не проводилась. Земельный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя требования прокурора "адрес" и возлагая обязанность на администрацию муниципального образования "Еленовское сельское поселение" и администрацию муниципального образования " "адрес"" по принятию мер к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не принятие необходимых мер по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, приводит к образованию на территории муниципального образования "Еленовское сельское поселение" "адрес" Республики Адыгея несанкционированных мест размещения отходов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении вышеприведенных норм материального права и правильном установлении обстоятельств имеющих значение для рассмотрения дела.
К тому же из имеющегося в материалах дела письма от администрации муниципального образования "Еленовское сельское поселение" от 25.06.2018 N и приложенного к нему фотоотчета видно, что во исполнение оспариваемого решения суда первой инстанции, несанкционированная свалка на земельном участке по координатам "данные изъяты" северной широты "данные изъяты" восточной долготы ликвидирована (л.д. л.д. 147-150).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что возложенная судом на администрацию муниципального образования " "адрес"" обязанность о принятии необходимых мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах Еленовского сельского поселения "адрес" Республики Адыгея не относится к ее полномочиям, основаны на неверном толковании норм материального права. Действующим федеральным законодательством об органах местного самоуправления и природоохранного законодательства, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к вопросам местного значения.
При этом довод апелляционной жалобы об отсутствии разграничения на указанный земельный участок, не опровергает правильности выводов суда первой инстанции, поскольку данный факт не является безусловным основанием для освобождения администрации района осуществить действия по принятию необходимых мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, которая существует на территории этого административного района.
Ссылку в апелляционной жалобе на недостаточность бюджетных средств, так как исполнение решения суда предполагает расходование бюджетных средств за счет местного бюджета, которое в свою очередь повлечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств.
Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 30.05.2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы муниципального образования " "адрес"" О.А.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий - Мейстер В.М,
судьи - Панеш Ж.К, Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Б.А. Шишев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.