Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего Мейстер В.М,
судей Шишева Б.А. и Панеш Ж.К,
при секретаре Охтовой З.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Панеш Ж.К. административное дело по апелляционным жалобам административных ответчиков администрации МО "Красногвардейский район", в лице его главы Османова А.Т, и администрации МО "Уляпское сельское поселение", в лице его главы Губжокова Т.И, на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года, которым постановлено:
удовлетворить административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района к администрации МО "Уляпское сельское поселение" и администрации МО "Красногвардейский район" о возложении обязанности по принятию мер к ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Признать незаконным бездействие Администрации МО "Уляпское сельское поселение" по непринятию мер, направленных на обеспечение безопасных условий для окружающей среды и соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в границах сельского поселения при условии временного накопления (размещения) отходов.
Обязать администрацию МО "Уляпское сельское поселение" и администрацию МО "Красногвардейский район" принять необходимые меры, направленные на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных в границах Уляпского сельского поселения Красногвардейского района Республики Адыгея по координатам 45°3"48" Северной широты 39°55" 38" Восточной долготы, по координатам 45°3"6" Северной широты 39°55,43" Восточной долготы, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение подлежит опубликованию в районной газете "Дружба" в течение двух недель с момента вступления в законную силу.
Обязать администрацию МО "Уляпское сельское поселение" и администрацию МО "Красногвардейский район" сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Красногвардейского района в течение одного месяца с момента исполнения решения суда,
установила:
прокурор Красногвардейского района обратился с административным исковым заявлением к администрации МО "Уляпское сельское поселение" и администрации МО "Красногвардейский район", (с учетом уточнения заявленных требований) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Требования основаны на несоблюдении администрацией МО "Уляпское сельское поселение" и администрацией МО "Красногвардейский район" природоохранного законодательства, в части обращения с твердыми бытовыми отходами 3-4 класса опасности.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - глава администрации МО "Уляпское сельское поселение" Губжоков Т.И. и представитель административного ответчика - администрации МО "Красногвардейский район" по доверенности Агаркова Ю.А. просили отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав, что несанкционированные места размещения отходов расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
Суд принял вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Красногвардейский район" Османов А.Т. просит отменить решение суда и принять новое, которым отказать в удовлетворении административного иска. Считает, что действующим законодательством на администрацию МО "Красногвардейский район" не возложено бремя содержания земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе обязанность по принятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов. Также указывает, что исполнение решения суда предполагает расходование бюджетных средств за счет местного бюджета, которое в свою очередь повлечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств.
В апелляционной жалобе глава Администрации МО "Уляпское сельское поселение" Губжоков Т.И. ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы, по своей сути, сводятся к неверному установлению судом обстоятельств по делу и неправильному применению судом норм материального права.
В возражении на апелляционные жалобы исполняющий обязанности прокурора Красногвардейского района Бабаев Н.С. просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика Администрации МО "Красногвардейский район" по доверенности Кацнельсон А.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца - помощника прокурора Республики Адыгея Яриджанова А.В, и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РА - Гука В.К, считавших решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РА приходит к следующему.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что администрацией МО "Уляпское сельское поселение" и администрацией МО "Красногвардейский район" не предпринимаются необходимые меры по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, что приводит к образованию на территории муниципального образования несанкционированных мест размещения отходов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на анализе Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 29.12.2014 года N 458-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регулирующих спорные правоотношения и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной, в постановлениях от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 г. N 13-П о том, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а потому, если собственника данных бытовых отходов установить невозможно, именно органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования обязаны осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории.
В Определении от 28 марта 2017 года N 720-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, учитывая существование различных форм возможного негативного воздействия на окружающую среду, а также принимая во внимание, что содержание рассматриваемой компетенции муниципальных образований не может автоматически трактоваться как возлагающее на них всю полноту ответственности, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях от 13 октября 2015 года N 26-П и от 26 апреля 2016 года N13-П и сохраняющие свою силу, не могут быть расценены как ограниченные только вопросами несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, - в силу своего универсального характера они имеют безусловное юридическое значение в отношении иных случаев неправомерного размещения отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования; в связи с этим при разрешении правоприменительными органами, в том числе судами, дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами, помимо общих положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", необходимо учитывать соответствующие нормы специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Исходя из положений статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Кроме того, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" рассматривает хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16) и предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ (ст. 51).
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула). К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в этом Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В числе вопросов местного значения муниципального района Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции (Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ) указывал организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 14 части 1 статьи 15), а в нынешней редакции - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом обязанности обеспечения проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Красногвардейского района проверки соблюдения природоохранного законодательства, на территории Уляпского сельского поселения Красногвардейского района Республики Адыгея по координатам 45°3"48" Северной широты 39°55" 38" Восточной долготы, по координатам 45°3"6" Северной широты 39°55,43" Восточной долготы выявлены несанкционированные места размещения бытовых отходов 3-4 класса опасности. Регистрация указанных земельных участков в качестве места временного хранения отходов не проводилась. Земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом установлено, что одна из несанкционированных свалок по координатам 45°3"48" Северной широты 39°55" 38" Восточной долготы размещена на земельном участке с кадастровым N 01:03:0000000:23, переданном администрации МО "Красногвардейский район" в аренду ООО "Адыгспецстрой" сроком на 49 лет на основании договора аренды земельного участка от 04 сентября 2008 года N 167 (л.д.72-73).
Вместе с тем, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 11 мая 2018 года ООО "Адыгспецстрой" 09 марта 2016 года исключено из ЕГРЮЛ как фактически прекратившее свою деятельность (л.д.63-70).
Также из материалов усматривается, что координаты 45°3"6" Северной широты 39°55,43" Восточной долготы, находятся в границах земельного участка с кадастровым N 01:03:2904004:487, право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием "Уляпское сельское поселение" (л.д.132).
Исходя из установленных судом фактических обстоятельств делаи с учетом приведенных выше норм действующего законодательства административные ответчики обязаны принять меры по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, как отнесенных к вопросам местного значения.
Кроме этого, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не отнесено к числу вопросов местного значения поселения и муниципального района. Между тем согласно положениям пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляются органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из приведенной нормы следует, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплены за разными органами государственной власти и местного самоуправления.
Ссылку жалоб на недостаточность бюджетных средств, так как исполнение решения суда предполагает расходование бюджетных средств за счет местного бюджета, которое в свою очередь повлечет за собой нарушение бюджетного законодательства в части их нецелевого использования, Судебная коллегия считает несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от публично-правовых обязательств.
Таким образом, апелляционные жалобы не содержат доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы главы администрации МО "Красногвардейский район" Османова А.Т, и главы администрации МО "Уляпское сельское поселение" Губжокова Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи Б.А. Шишев
Ж.К. Панеш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.