Председатель Верховного Суда Республики Карелия Наквас А.В., рассмотрев жалобу Аблеева С.А., поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 09 июля
2018 г, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от 06 декабря 2017 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заявителя
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района от 06 декабря 2017 г, оставленным без изменения решением судьи Сортавальского городского суда от 12 марта 2018 г, Аблеев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.
С состоявшимися судебными постановлениями Аблеев С.А. не согласен, не оспаривая факт нарушения Правил дорожного движения РФ, в жалобе пишет о том, что учитывая габариты транспортного средства, он вынужден был отступить от требований п. 8.6 ПДД РФ, но при этом руководствовался п. 8.7 ПДД РФ. Также заявитель полагает, что при производстве по делу были нарушены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, поскольку в материалах дела имеется фотография, на которой зафиксирован факт правонарушения, а санкция ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает штраф в случае фиксации правонарушения специальными средствами, работающими в автоматическом режиме. Ссылается на малозначительность совершенного им административного правонарушения, а также суровость назначенного наказания. По изложенным в жалобе доводам Аблеев С.А. просит отменить либо изменить состоявшиеся судебные постановления.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.
Согласно п. 1.3 ПДД РФ, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пункт 8.6 ПДД РФ регламентирует, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ на (... ) Аблеев С.А, управляя грузовым транспортным средством в составе седельного тягача марки (... ), и полуприцепа (... ), при совершении поворота налево допустил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, чем нарушил пункты 1.3, 8.6 ПДД РФ.
Ранее постановлением временного исполняющего обязанности начальника ОГИБДД ОМВД России по Лахденпохскому району от 21 августа 2017 г. Аблеев С.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. Указанное постановление вступило в законную силу 01 сентября 2017 года.
Принимая во внимание, что правонарушение было совершено Аблеевым С.А. в период, когда он считался подвергнутым административному наказанию, его действия были правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ.
Помимо признания Аблеевым С.А. своей вины, факт совершения им указанного административного правонарушения подтвержден: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); рапортом инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сортавальскому району со схемой места нарушения (л.д. 2, 3); копией вступившего в законную силу постановления вр.и.о начальника ОГИБДД ОМВД России по Лахденпохскому району от 21 августа 2017 г. (л.д. 26); иными материалами дела.
Всем имеющимся в деле доказательствам мировым судьей, а впоследствии и судьей городского суда была дана надлежащая правовая оценка, с соблюдением правил, установленных ст. 26.11 КоАП РФ.
Утверждение в жалобе о том, что действия Аблеева С.А. являлись вынужденными, продиктованы габаритами транспортного средства, ссылки на п. 8.7 ПДД РФ, несостоятельны.
Пунктом 8.7 ПДД РФ оговорено, что если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований п. 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Применительно к рассматриваемой ситуации, п. 8.7 ПДД РФ допускает для водителя возможность выполнить маневр поворота налево не из крайнего левого положения на проезжей части, а с крайнего правого положения, то есть по траектории, которая исключит последующий выезд крупногабаритного транспортного средства на полосу встречного движения. Сведений о том, что перед совершением поворота налево Аблеев С.А. предпринял меры по расположению своего автомобиля в крайнем правом положении на проезжей части, в материалах дела не имеется, его выезд на полосу встречного движения был обусловлен нежеланием затратить время на принятие мер к торможению до полной остановки и проезда перекрестка в соответствии с требованиями ПДД РФ.
Указание в жалобе на то, что при рассмотрении дела не была исследована фотография, на которой зафиксировано событие правонарушения, правового значения не имеет, поскольку в данном случае правонарушение было выявлено в ходе визуального наблюдения инспектором ДПС за движением транспортных средств, с фотосъемкой правонарушения на техническое средство, которое не использовалось в автоматическом режиме. Представленная в материалы дела фотография (л.д. 6) отражает лишь нахождение грузового транспортного средства на полосе встречного движения в ХХ.ХХ.ХХ. Данная фотография не является безусловным и единственным доказательством виновности Аблеева С.А. в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, она оценивалась мировым судьей наряду с другими доказательствами по делу.
Довод жалобы о малозначительности совершенного Аблеевым С.А. правонарушения являлся предметом подробного изучения судей и обоснованно признан несостоятельным, поскольку противоправный выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, создает реальную возможность лобового столкновения транспортных средств и сопряжен с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые законом общественные отношения.
Ссылки в жалобе на чрезмерную суровость назначенного наказания не могут служить основанием для его изменения. Поскольку правонарушение не было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, то санкцией ч. 5 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрено единственное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
Иных доводов, которые свидетельствовали бы о незаконности оспариваемых судебных постановлений, в жалобе не имеется.
Постановление о привлечении Аблеева С.А. к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу не допущено, оснований для отмены либо изменения вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, Председатель Верховного Суда Республики Карелия
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от 06 декабря 2017 г, решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 12 марта 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Аблеева С.А. - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Карелия А.В. Наквас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.