Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда всоставе:
председательствующего
Четыриной М.В,
судей
Володкевич Т.В, Полозова А.А,
при секретаре
Енаке А.В,
16 августа 2018 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе Хнаевой Л.И. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 мая 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хнаевой Л.И. к Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании незаконным отказа от 03.10.2017года в принятии решения о назначении доплаты к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должности заместителя Главы Администрации Корякского автономного округа, возложении обязанности о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должности заместителя Главы Администрации Корякского автономного округа, к Правительству Камчатского края о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должности заместителя Главы Администрации Корякского автономного округа отказать.
Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представителей Министерства социального развития и труда Камчатского края Косоног Ю.П. и Дементьевой А.В, считавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хнаева Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития и труда Камчатского края и Правительству Камчатского края, в котором после уточнения исковых требований просила признать незаконным отказ от 3 октября 2017 года в принятии решения о назначении доплаты к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должностью заместителя Главы администрации Корякского автономного округа, обязать Министерство социального развития и труда Камчатского края назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должностью заместителя Главы администрации Корякского автономного округа, а также обязать Правительство Камчатского края назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ранее замещаемой государственной должностью заместителя Главы администрации Корякского автономного округа.
В обоснование своих требований указала, что в период "данные изъяты" замещала государственную должность заместителя Главы администрации Корякского автономного округа. В 2008году вышла на пенсию, но продолжала работать в государственных органах. 27 марта 2009 году обратилась в Министерство социального развития и труда Камчатского края с заявлением установленного образца и приложенными к нему документами для назначения доплаты к пенсии. При этом по указанию специалистов Министерства социального развития и труда Камчатского края ею была вписана последняя занимаемая должность (главный специалист Избирательной комиссии Камчатского края).
Также в этот же день ею было подано второе заявление, в котором подробно изложена просьба о назначении ей доплаты к пенсии по ранее занимаемой должности - заместителя Главы администрации Корякского автономного округа. В связи с дальнейшим продолжением работы в госорганах вопросом о назначении доплаты к пенсии не интересовалась, полагая, что поскольку ответа на ее заявления Министерством социального развития и труда Камчатского края дано не было, то и решения по доплате не принималось. В 2013 году она повторно обратилась в Министерство социального развития и труда Камчатского края с заявлением о назначении доплаты к пенсии, в котором просила назначить ей доплату к пенсии по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа. 15 декабря 2013 года Министерством социального развития и труда Камчатского края принято решение об определении доплаты к пенсии по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа, а также возвращен один экземпляр документов, в связи с тем, что его нужно будет направить тогда, когда она будет иметь право на фактическое получение доплаты к пенсии. В 2017 году при увольнении с государственной службы, она обратилась с вопросом о возобновлении решения от 15декабря 2013 года. В октябре 2017года ей стало известно, что расчет доплаты к пенсии произведён по должности, занимаемой ею на момент увольнения (главный специалист), на основании решения от 2009 года, с которым её ознакомили 10 ноября 2017года. В январе 2018 года она обратилась к Губернатору Камчатского края с просьбой изменить решение и назначить ей доплату в соответствии с законом Камчатского края N 710 по ранее вышестоящей занимаемой должности. Однако ответ до настоящего времени не получила.
Хнаева Л.И. участия в судебном заседании не принимала.
Её представитель Хнаев А.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования в уточненном виде. Полагал, что решение от 2009 года о назначении его доверителю доплаты к пенсии по должности, занимаемой на момент увольнения, принято вопреки воли заявителя. Считал, что факт работы Хнаевой Л.И. после увольнения с должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа на других государственных должностях, не имеет правового значения для назначения доплаты к пенсии именно по ранее занимаемой должности. Отказ Министерства социального развития и труда Камчатского края назначить доплату к пенсии по ранее занимаемой должности противоречит Закону Камчатского края N 710 от 10декабря 2007 года.
Представитель Правительства Камчатского края Мрясов В.В. в судебном заседании полагал исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению Пояснил, что должность заместителя Главы администрации Корякского автономного округа не относилась к категории лиц, замещавших государственные должности государственной власти и органов государственного управления Корякского автономного округа. Формирование законодательства о государственной гражданской службе Корякского автономного округа началось после увольнения истца с должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа, и данная должность не являлась ни должностью государственной гражданской службы Корякского автономного округа, ни государственной должностью Корякского автономного округа и не состояла в соответствующих Реестрах должностей.
Представители Министерства социального развития и труда Камчатского края Дементьева А.В. и Косоног Ю.П. в судебном заседании полагали требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Пояснили, что на момент обращения истца 30 марта 2009года с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет действовало Постановление Губернатора Камчатского края от 25 марта 2008 года N89, которым был определен порядок обращения за назначением ежемесячной доплаты к пенсии. На основании представленных документов истцу распоряжением от 4 мая 2009 года установлена пенсия по последней должности главного специалиста. Решением от 15 июня 2009 года пенсия за выслугу лет была приостановлена в связи с непредставлением истцом справки о размере трудовой пенсии по старости. 21 ноября 2013 года истец обратилась с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии по ранее занимаемой должности. Истцу было разъяснено, что указанная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет не назначаются и не выплачиваются во время прохождения государственной гражданской службы, поэтому они были возвращены истцу. 7 июля 2017 года истец обратилась с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет с 1 августа 2018 года в связи с увольнением с госслужбы. При изучении документов было установлено, что истцу уже назначена пенсия за выслугу лет 4 мая 2009 года по должности главного специалиста. Также указали, что действие Закона Камчатского края N 710 от 10 декабря 2007 года не распространялось на лиц, уволившихся до его вступления. Истец же замещала должность заместителя Главы администрации Корякского автономного округа в период с "данные изъяты". Закон о государственной гражданской службе, устанавливающий перечень государственных должностей Корякского автономного округа принят 5 ноября 1997 года и вступил в силу 1 января 1998 года, то есть после увольнения истца. Считали, что права истца нарушены не были.
Рассмотрев дело, суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе Хнаева Л.И, не соглашаясь с решением суда, указывая на несоответствие выводов в нем изложенных обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею исковых требований. Полагает, что суд необоснованно посчитал, что она реализовала свое право на получение доплаты к пенсии, выразив свою волю путем подачи соответствующего заявления, а также что ей не может быть назначена доплата к пенсии по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа. Считает ошибочным вывод суда о том, что должность заместителя Главы администрации Корякского автономного округа не включена в соответствующий реестр государственных должностей.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство социального развития и труда Камчатского края просит оставить её без удовлетворения. Считает, что у Хнаевой Л.И. отсутствует право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему государственную должность Корякского автономного округа.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Камчатского края полагает решение суда законным и обоснованным. Считает, что на период исполнения Хнаевой Л.И. обязанностей по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа указанная должность не являлась ни должностью государственной гражданской службы Корякского автономного округа, ни государственной должностью Корякского автономного округа и не состояла в соответствующих Реестрах должностей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывы на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края (далее - краевая гражданская служба), порядок установления их размеров, а также порядок исчисления стажа работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, и стажа краевой гражданской службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет устанавливаются Законом Камчатского края от 10декабря 2007 года N710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края".
Согласно названному закону лицам, замещавшим государственные должности Камчатской области и Корякского автономного округа, в качестве пенсионного обеспечения предусмотрено право на назначение пенсии за выслугу лет либо право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Хнаева Л.И. в период "данные изъяты" исполняла обязанности по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа.
В дальнейшем в период с "данные изъяты" Хнаева Л.И. проходила государственную службу в Избирательной комиссии Корякского автономного округа в должности ведущего специалиста, а с 1января 2007 года - в должности главного специалиста. Основанием для освобождения Хнаевой Л.И. от занимаемой должности явилось сокращение штата.
Являясь получателем трудовой пенсии Хнаева Л.И. 30 марта 2009 года обратилась к Губернатору Камчатского края с заявлением об установлении ей пенсии за выслугу лет с 1 апреля 2009 года (л.д. 13, 77).
На основании представленных заявителем документов распоряжением Правительства Камчатского края N 205-РП от 4 мая 2009 года Хнаевой Л.И, замещавшей главную государственную должность категории "специалисты" - главного специалиста Избирательной комиссии Корякского автономного округа, с 31 марта 2009 года установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 года N710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края", составляющая суммарно с учетом трудовой пенсии 75 процентов ежемесячного денежного содержания (л.д. 14, 79).
В связи с непредставлением справки о размере трудовой пенсии по старости решением Министерства социального развития и труда Камчатского края N 282 от 15июня 2009 года истцу выплата пенсии за выслугу лет была приостановлена (л.д. 78).
21 ноября 2013 года Хнаевой Л.И. на имя Губернатора Камчатского края было подано заявление об установлении ежемесячной доплаты к пенсии по ранее занимаемой должности - заместителя Главы администрации Корякского автономного округа в соответствии с Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 года N710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края". В ответ Хнаевой Л.И. было разъяснено, что на время прохождения государственной гражданской службы ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет не назначаются и не выплачиваются.
Распоряжением Законодательного Собрания Камчатского края N 29-к от 25января 2017 года Хнаева Л.И, ведущий специалист отдела по работе с обращениями граждан и взаимодействию с органами местного самоуправления в управлении по координации деятельности депутатских фракций, взаимодействию с органами местного самоуправления и работе с обращениями граждан аппарата Законодательного Собрания Камчатского края, уволена с государственной гражданской службы 1 февраля 2017 года в связи с сокращением должности (л.д. 80).
Указанное обстоятельство послужило поводом обращения 7 июля 2017 года ХнаевойЛ.И. в Министерство социального развития и труда Камчатского края с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет с 1августа 2017года в связи с увольнением с госслужбы (л.д. 20, 81).
Решением Министерства социального развития и труда Камчатского края N 282 от 15 августа 2017 года Хнаевой Л.И. с 1 августа 2017 года возобновлена выплата пенсии за выслугу лет (л.д. 82).
15 сентября 2017 года Хнаева Л.И. обратилась в Министерство социального развития и труда Камчатского края с просьбой назначить ей доплату к пенсии по замещаемой должности заместителя Главы администрации (вице-губернатора) Корякского автономного округа.
Рассмотрев указанное обращение, Министерство социального развития и труда Камчатского края письмом от 3 октября 2017 года N30.05/8467 уведомило Хнаеву Л.И. об отсутствии правовых оснований для назначения ежемесячной доплаты к пенсии. Также заявителю было разъяснено, что переход с пенсии за выслугу лет на ежемесячную доплату к пенсии действующим законодательством не предусмотрен (л.д. 24, 45).
Не согласившись с указанным решением, находя его противоречащим Закону Камчатского края от 10 декабря 2007 года N710 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края", Хнаева Л.И. обратилась в суд с настоящим иском в суд, полагая, что в силу названного закона имеет право на ежемесячную доплату к пенсии по должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа, которую она замещала в период "данные изъяты".
Как следует из записей в трудовой книжке, Хнаева Л.И. замещала должность заместителя Главы администрации Корякского автономного округа в период "данные изъяты". Однако в соответствии с названным выше Законом Камчатского края от 10 декабря 2007 года N710 ежемесячная доплата к пенсии назначается только лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края (Корякского автономного округа, Камчатской области), и не распространяется на лиц, уволившихся до вступления в силу закона о государственной гражданской службе.
Закон о государственной гражданской службе, устанавливающий перечень государственных должностей Корякского автономного округа был принят Думой Корякского автономного округа 5 ноября 1997 года и вступил в силу с 1 января 1998 года (Закон Корякского автономного округа от 5 ноября 1997 года N 23 "О государственной гражданской службе Корякского автономного округа"), то есть после увольнения Хнаевой Л.И. с должности заместителя Главы администрации Корякского автономного округа.
Изложенное свидетельствует, что право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии как лицу, замещавшему государственную должность Корякского автономного округа, у истца отсутствует как по нормам действующего законодательства, так и по нормам законодательства, действовавшего на момент её обращения за назначением пенсии за выслугу лет.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими возникшие правоотношения, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Хнаевой Л.И. по данному конкретному делу.
Выводы суда, положенные в обоснование постановленного решения об отказе в удовлетворении исковых требований Хнаевой Л.Т, подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона и оснований не согласиться с ними, у судебной коллегии нет.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, правильности выводов суда не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда у судебной коллегии не имеется, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 7 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.