Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Волковой О.В,
судей Иванова Ан.В, Кольцовой Е.В,
при секретаре Сафиуллиной Э.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 июня 2018 года, которым постановлено исковое заявление Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл удовлетворить частично.
Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл обязанности в срок до "дата" разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия - жилого дома по адресу: "... ", в срок до "дата" - провести работы по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с научно-проектной документацией.
Возложить на Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" обязанности в срок до "дата" разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия - жилого дома по адресу: "... ", в срок до "дата" - провести работы по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с научно-проектной документацией.
В удовлетворении требования Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл к Федеральной службе исполнения наказаний о возложении обязанности выделить финансирование на проведение работ по разработке научно-проектной документации, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Волковой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл (далее - УФСИН по Республике Марий Эл) с учетом уточнения требований о возложении обязанностей в срок до "дата" разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: Республика "... ", в соответствии с заданием, выданным Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл "дата", в срок до "дата" провести работы по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по данному адресу, в соответствии с научно-проектной документацией, к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) - о возложении обязанности выделить финансирование на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числен на разработку научно-проектной документации.
В обоснование иска указано, что жилой дом, расположенный по указанному адресу, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, принадлежит УФСИН России по Республике Марий Эл на праве оперативного управления. 15 ноября 2017 года Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл УФСИН России по Республике Марий Эл выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, однако работы на объекте не проводятся. Распоряжением Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл N 4 от 5 февраля 2018 года утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия, 6 февраля 2018 года оно направлено в УФСИН России по Республике Марий Эл. В ходе выездной плановой проверки установлено, что объект культурного наследия находится в аварийном, руинированном состоянии, УФСИН России по Республике Марий Эл не принимаются меры по сохранению указанного объекта культурного наследия, что может привести к его полному разрушению.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее - ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике
Марий Эл").
Истец просил возложить на данного ответчика обязанности в срок до "дата" разработать научно - проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: "... ", в срок до "дата" провести работы по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по данному адресу, в соответствии с научно-проектной документацией. В обоснование требований указано, что указанный дом стоит на забалансовом счете у ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл". В настоящее время указанный объект установленную процедуру списания не прошел, существует как объект вещных прав, из владения ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" не выбыл. Охранное обязательство направлено 6 июня 2018 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Марий Эл просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает, что при возникновении права оперативного управления на квартиру "... " в спорном доме в марте 2003 года отсутствовали сведения о том, что дом является объектом культурного наследия. Выполнение работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, возможно только при предоставлении финансирования на указанные цели, между тем, выделение денежных средств на восстановление объекта культурного наследия в 2018-2019 годах не предусмотрено. Кроме того, с учетом минимальных сроков проведения всех процедур по заключению государственного контракта на выполнение работ, указанных в решении суда, проектная документация будет разработана не ранее "дата", в связи с чем УФСИН России по Республике Марий Эл не имеет реальную возможность исполнить решение суда.
В апелляционной жалобе ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" просит отменить решение суда в части возложения обязанностей на ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл", принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывает, что обязанность по выполнению работ с целью сохранения объекта культурного наследия, является обязанностью собственника, которым ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике
Марий Эл" не является, сохранение объектов культурного наследия не относится к задачам уголовно-исполнительной системы.
В возражениях на апелляционную жалобу ФСИН России просит удовлетворить апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнении к ним Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл просит оставить апелляционную жалобу УФСИН России по Республике Марий Эл без удовлетворения, приводит доводы в поддержку решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области просит оставить апелляционные жалобы УФСИН России по Республике Марий Эл, ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" без удовлетворения, приводит доводы в поддержку решения суда.
Выслушав объяснения представителя УФСИН России по Республике Марий Эл Коноваловой М.Е, действующей также в интересах ФСИН России, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" Лелековой Н.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Мелединой А.С, Суховой А.Г, просивших решение суда оставить без изменения, представителя МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области Франчук Е.А, просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач. Имущество учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года
N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон
N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
По смыслу статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Согласно положениям статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ охрана объектов культурного наследия обеспечивается в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления нескольким унитарным предприятиям и (или) учреждениям, охранное обязательство подлежит выполнению каждым унитарным предприятием и (или) учреждением
Как следует из материалов дела и установлено судом,
"дата" Главным управлением исполнения наказаний Минюста России и Следственным изолятором N 1 УИН Минюста России заключен договор "N" о передаче в оперативное управление изолятора имущества, перечисленного в приложениях 1 и 2 к договору, которые являются его неотъемлемой частью.
В приложении N 1 указан жилой дом личного состава, расположенный по адресу: "... ", "адрес".
На основании договора мены квартир от "дата", заключенного "... "Н, "... "И, "... "Э,
"... "Э. с ГУ Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл, в оперативное управление ГУ Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл поступила двухкомнатная квартира "... ", расположенная в указанном доме; при этом по данной сделке семья "... " улучшила свои жилищные условия.
Право оперативного управления зарегистрировано "дата", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "... "
Управление переименовано в УФСИН России по Республике Марий Эл приказом от 14 марта 2005 года.
В отношении объекта недвижимости - квартира "... " в ЕГРН сведения о правообладателе отсутствуют, что подтверждается выпиской от 7 июня 2018 года.
Согласно справке ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" от 16 мая 2018 года, указанный жилой дом поставлен на забалансовый счет по результатам ревизии 2007 года; право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на данный объект недвижимости не зарегистрировано. Согласно справке от 7 июня 2016 года с баланса следственного изолятора указанный жилой дом был снят в 2003 году, дата постановки на баланс неизвестна, правоустанавливающие документы на дом отсутствуют.
Земельный участок, расположенный по указанному адресу, площадью "... " кв.м, кадастровый номер "... ", является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 12 июля 2005 года, и находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Республике Марий Эл" (ЕГРН запись регистрации "N" от "дата").
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 марта 2014 года отказано в удовлетворении иска УФСИН России по Республике
Марий Эл, ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" об оспаривании приложения N 2 подраздел "Объекты архитектуры и градостроительства г. Йошкар-Олы" к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года N 382 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл" в части включения в перечень объектов культурного наследия объекта недвижимости, расположенного по адресу: "... ", "адрес". Указанное постановление опубликовано не было, однако, является действующим нормативным правовым актом.
21 октября 2015 года Министерством культуры России издан приказ
N 12301-р о регистрации в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом", начало ХХ века, расположенный по адресу: "... ", "адрес", с присвоением регистрационного номера "N".
Охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения - "Жилой Дом", расположенного по указанному адресу, утверждены распоряжениями Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года N 4 и от 6 июня 2018 года N 24.
УФСИН России по Республике Марий Эл охранное обязательство направлено 6 февраля 2018 года, ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республики Марий Эл" - в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Охранные обязательства направлены ответчикам как лицам, владеющим на вещном праве (праве оперативного управления) указанным объектом культурного наследия.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными нормами права, установив, что жилой "N" по "адрес" в настоящее время находится в оперативном управлении ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" ( "адрес") и УФСИН России по Республике Марий Эл ( "адрес"), в связи с чем на указанных ответчиках лежит обязанность обеспечивать сохранность данного объекта культурного наследия, принимая во внимание, что указанный дом находится в полуразрушенном состоянии, учитывая отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к ФСИН России, поскольку вопросы финансирования главным распорядителем бюджетных средств учреждений ведомства вытекают из бюджетных правоотношений, данный вопрос не может быть разрешен в судебном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они являются подробными, мотивированными, опираются на действующее в данной сфере законодательство.
Вопреки доводам жалобы ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорный дом находится в оперативном управлении ответчиков, не изымался, неосуществление действий по государственной регистрации права оперативного управления и отсутствие данного объекта в договоре от "дата" "N" о передаче федерального имущества в оперативное управление не может являться основанием для освобождения от исполнения обязанностей в отношении данного объекта культурного наследия.
Доводы жалобы ФКУ "СИЗО-1 УФСИН России по Республике
Марий Эл", что сохранение объектов культурного наследия не относится к задачам уголовно-исполнительной системы, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку спорный жилой дом находится в оперативном управлении ответчиков.
Доводы жалобы УФСИН России по Республике Марий Эл, что выполнение работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия, возможно только при предоставлении финансирования на указанные цели, между тем, выделение денежных средств на восстановление объекта культурного наследия в 2018-2019 годах не предусмотрено, а также, что установленные сроки выполнения работ с целью сохранения объекта культурного наследия являются короткими и невыполнимыми, не позволят соблюсти требования законодательства о контрактной системе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении суда.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" - без удовлетворения.
Председательствующий Волкова О.В.
Судьи Иванов Ан.В.
Кольцова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.