Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
судей Братухина В.В. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тагоева А. Р. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Тагоева А. Р. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения от 17 февраля 2018 года об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
решением Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл) от 17 февраля 2018 года отклонено заявление гражданина Республики Таджикистан Тагоева А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года
N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", так как в отношении заявителя было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Считая принятое органом внутренних дел решение незаконным, Тагоев А.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об его оспаривании, указав, что распоряжение ФСКН России N "... " от "дата", которым признано нежелательным его пребывание в Российской Федерации, было предметом судебной оценки в рамках рассмотрения административного дела по его заявлению об оспаривании решений Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Марий Эл от "дата" об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и от "дата" о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл, отменяя в апелляционном порядке решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 августа 2015 года, которым было отказано в удовлетворении заявленных требований, признала, что решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, вынесенное в связи с принятием в отношении Тагоева А.Р. решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, является незаконным. В дальнейшем решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 июня 2017 года было признано незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл от "дата", которым Тагоеву А.Р. было отказано в выдаче вида на жительство в связи с принятием в отношении него решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации. В рамках этого дела суд также дал оценку распоряжению ФСКН России N "... " от "дата". В обоих указанных случаях суды, исходя из конкретных обстоятельств, признали, что само по себе наличие названного распоряжения не может являться препятствием для осуществления прав административного истца.
При этом в распоряжении ФСКН России не указан срок его действия, а законодательством Российской Федерации не регламентирован порядок отмены соответствующих актов, что влечет для Тагоева А.Р. непреодолимые препятствия для реализации его права на выбор места жительства.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тагоев А.Р. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного им требования, приводя доводы о неправильном применении и неверном истолковании судом первой инстанции норм материального права, в частности, пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". По мнению административного истца, при определении наличия у него ограничений на въезд в Российскую Федерацию, что предусмотрено названным нормативным положением, необходимо установить, действовало ли распоряжение ФСКН России
N "... " от "дата" о нежелательности его пребывания в Российской Федерации на момент подачи им заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. В рассматриваемом случае суд ограничился установлением формальных оснований применения закона, не учел фактические обстоятельства, связанные с актуальностью распоряжения ФСКН России, а также семейное положение административного истца, данные, характеризующие его личность.
Заслушав объяснения Тагоева А.Р. и его представителей
Владимирова А.В. и Бахтина М.А, поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя МВД по Республике Марий Эл
Александрова А.А, просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дел N "... " Медведевского районного суда Республики Марий Эл, N "... " Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, дела N "... "
Тагоева А.Р, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 310 КАС РФ, были допущены судом первой инстанции по настоящему делу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218
КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей 1 - 5 и 7 статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (пункт 13 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение)).
Согласно пункту 30 Положения территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке в соответствии с пунктами 36 и 37 настоящего Положения.
В силу статьи 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия, в частности, проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях.
Согласно пунктов 36.1, 37 Положения решения по заявлениям о признании гражданином Российской Федерации принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с территориальными органами безопасности.
В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отклонения заявления, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган.
Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Приказом Федеральной миграционной службы от 19 марта 2008 года N 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 17.4 - 17.6 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3 - 16.4 Административного регламента. Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре. При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" оформляется решение об отклонении заявления.
В силу пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что они подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавались Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении лица решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 6 статьи 25.10 названного закона).
"... "
Оба указанных решения (о выдаче разрешения на временное проживания и вида на жительство) приняты в отношении Тагоева А.Р. после обжалования им в судебном порядке соответствующих отказов уполномоченных органов, основанных на том, что в отношении иностранного гражданина вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Так, распоряжением ФСКН России N "... " от "дата" признано нежелательным пребывание гражданина Таджикистана
Тагоева А.Р. в Российской Федерации.
Согласно сведениям УФСКН России по Республике Марий Эл (сообщение в УФМС России по Республике Марий Эл от "дата" "N") гражданин Таджикистана Тагоев А.Р. является потребителем наркотических средств - опийной группы, состоит на оперативном учете в Управлении ФСКН России по Республике Марий Эл с 2010 года. В декабре 2010 года Тагоев А.Р. привлекался к административной ответственности по статье 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 декабря 2015 года признаны незаконными решения УФМС России по Республике Марий Эл "N" от "дата" об отказе в выдаче Тагоеву А.Р. разрешения на временное проживание и "N" от "дата" о сокращении срока временного пребывания Тагоева А.Р. на территории Российской Федерации (дело N "... ").
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 19 июня 2017 года, вступившим в законную силу, признано незаконным решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл "N" от "дата" об отказе Тагоеву А.Р. в выдаче вида на жительство в Российской Федерации (дело N "... ").
Судебные инстанции, признавая незаконными решения органов миграционного контроля, установили обстоятельства, послужившие в 2011 году основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Тагоева А.Р. в Российской Федерации, проверили существование данных обстоятельств на момент принятия решений, соответственно, об отказе в выдаче административному истцу разрешения на временное проживания и вида на жительство в Российской Федерации и пришли к выводу об отсутствии таких обстоятельств, то есть неподтверждении того, что на момент вынесения оспариваемых решений пребывание (проживание) Тагоева А.Р. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, и о том, что исполнение решения о нежелательности пребывания необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц. Кроме этого, суды дали оценку семейному положению административного истца в целях недопущения права на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
"дата" Тагоев А.Р. обратился в МВД по Республике Марий Эл с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
В целях выявления оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в отношении Тагоева А.Р. проведена проверка по учетам ИЦ МВД по Республике
Марий Эл, ГИАЦ МВД России, МВД России. В ходе проверки было установлено, что Тагоев А.Р. "дата" привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вопрос о приеме Тагоева А.Р. в гражданство Российской Федерации согласован с УФСБ России по Республике Марий Эл "дата".
Согласно информации, поступившей из УФСБ России по Республике Марий Эл, "дата" в отношении Тагоева А.Р. УФМС России по Республике Марий Эл принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию до "дата" на основании части 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Также Тагоев А.Р. в 2010 году привлекался к административной ответственности по статье 6.9 КоАП РФ. Въезд на территорию Российской Федерации
Тагоеву А.Р. не разрешен бессрочно (распоряжение ФСКН России N "... " от "дата" "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Республики Таджикистан Тагоева А.Р.")
17 февраля 2018 года заявление Тагоева А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке было отклонено административным ответчиком на основании пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
При рассмотрении дела по административному иску Тагоева А.Р. об оспаривании указанного решения МВД по Республике Марий Эл суд пришел к выводу о его законности, поскольку в отношении административного истца вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, что подпадает под действие пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Отклоняя доводы Тагоева А.Р. о том, что распоряжение ФСКН России N "... " от "дата" дважды было предметом судебной оценки, суд первой инстанции указал на то, что оба спора были связаны с вопросом временного пребывания (проживания) административного истца на территории Российской Федерации и суды при принятии решений исходили из того, что непредоставление временного проживания Тагоеву А.Р. влечет необходимость его выезда из Российской Федерации, тогда как крайней необходимости в этом с учетом его семейного положения не имеется. В данном случае, установив, что каких-либо решений, ограничивающих права административного истца на выезд из Российской Федерации и на въезд в Российскую Федерацию, не принималось, суд признал несостоятельными доводы Тагоева А.Р. о нарушении его прав оспариваемым решением МВД по Республике Марий Эл.
С выводами, положенными в основу принятого судом решения, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств дела и основаны на неправильном применении судом норм материального права.
По смыслу пункта "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклонение заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по названному основанию возможно в том случае, если заявитель имеет ограничения на въезд в Российскую Федерацию, в частности, в связи с принятием в отношении него решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. При этом решение об отклонении заявления в этом случае носит временный характер - до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию.
Как следует из представленных материалов, в отношении Тагоева А.Р. принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, однако ограничений на въезд в Российскую Федерацию он не имеет, на что указал и сам суд при принятии решения.
Обстоятельствами, послужившими основанием для вынесения ФСКН России распоряжения N "... " от "дата", послужило то, что Тагоев А.Р. является потребителем наркотических средств - опийной группы, состоит на оперативном учете в Управлении ФСКН России по Республике Марий Эл с 2010 года. В декабре 2010 года Тагоев А.Р. привлекался к административной ответственности по статье 6.9 КоАП РФ.
При этом, как было установлено в рамках административного дела
N "... ", "дата" Тагоев А.Р. был поставлен на профилактический учет с диагнозом "пагубное употребление опиоидов с вредными последствиями", "дата" снят с учета с улучшением, сведений о том, что по состоянию на декабрь 2015 года
Тагоев А.Р. относился к лицам группы риска в связи с немедицинским потреблением наркотических средств, судом не было установлено. Данных, свидетельствующих о причастности Тагоева А.Р. к совершению правонарушений или преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, суду представлено не было, а поскольку постановление о назначении административного наказания по статье 6.9 КоАП РФ в отношении Тагоева А.Р. было вынесено в декабре 2010 года, он считается не подвергнутым наказанию за потребление наркотических средств без назначения врача.
Не было установлено данных о том, что Тагоев А.Р. употребляет наркотические средства, и по состоянию на июнь 2017 года в рамках административного дела N "... ".
Соответствующие сведения не представлены административным ответчиком, на котором лежит обязанность по доказыванию законности принятого им и оспариваемого административным истцом решения, и в материалы настоящего дела.
Таким образом, само по себе формальное обстоятельство - наличие решения о нежелательности пребывания (проживания) Тагоева А.Р. в Российской Федерации, принятого в 2011 году, без проверки того, имеет ли иностранный гражданин в связи с принятием этого решения ограничения на въезд в Российскую Федерацию, и являются ли актуальными обстоятельства, послужившие основанием для его вынесения (с учетом того, что решение о нежелательности пребывания (проживания) вынесено ФСКН России без указания срока действия), не может являться достаточным основанием для отклонения заявления иностранного гражданина о приеме в гражданство Российской Федерации, что не было учтено административным ответчиком и судом первой инстанции при вынесении решения.
Таким образом, фактические обстоятельства настоящего дела в их совокупности свидетельствуют о необоснованности вывода МВД по Республике Марий Эл о наличии основания, предусмотренного пунктом "г" части 1 статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", для отклонении заявления Тагоева А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Доказательств, позволяющих судебной коллегии прийти к иному выводу, материалы дела не содержат.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела, что является в силу пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены решения в апелляционном порядке и принятием по делу нового решения.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку суд не может подменять собой административный орган в части решения вопросов, касающихся его исключительной компетенции, судебная коллегия, признавая незаконным решение МВД по Республике Марий Эл от 17 февраля 2018 года об отклонении заявления Тагоева А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов административного истца считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Тагоева А.Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2018 года отменить и принять по настоящему делу новое решение, которым признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от 17 февраля 2018 года об отклонении заявления Тагоева А. Р. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Возложить на Министерство внутренних дел по Республике
Марий Эл обязанность повторно рассмотреть заявление Тагоева А. Р. от "дата" о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
В.В. Братухин
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.