Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А,
при секретаре Демаковой В.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ручкина А. Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Ручкина А.Г. к призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола", Военному комиссариату г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл, ФКУ "Военный комиссариат Республики Марий Эл" о признании незаконным решения о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 апреля 2018 года (протокол N 9) Ручкин А.Г. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и подлежащим призыву на военную службу.
Не согласившись с решением, Ручкин А.Г. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - призывная комиссия), ФКУ "Военный комиссариат Республики Марий Эл", Военному комиссариату г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл о признании указанного решения незаконным и его отмене.
В обоснование требований указал, что у административного истца имеется заболевание, наличие которого в силу статьи 58 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565), является основанием для признания ограниченно годным к военной службе и освобождения от призыва на военную службу.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ручкин А.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.
Призывной комиссией городского округа "Город Йошкар-Ола" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Представитель Военного комиссариата г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в судебное заседание коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения Ручкина А.Г, представителя Призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола", Военного комиссариата Республики Марий Эл Ходыкина А.В, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В силу пункта 7 статьи 28 указанного Федерального закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей (пункт 1).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3).
Согласно пункту 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В соответствии со статьей 58 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) категория годности "В" (ограниченно годен к военной службе) присваивается по пункту "б" названной статьи, к которому относятся болезни язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с умеренным нарушением функций и частыми обострениями, и пункту "в", к которому относятся болезни язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с незначительным нарушением функций и редкими обострениями.
К статье 59 Расписания болезней относятся другие болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы, при этом категория "Б" присваивается по пункту "в" (хронические гастриты, гастродуодениты с незначительным нарушением секреторной функции с редкими обострениями;
дискинезии желчевыводящих путей; ферментопатические (доброкачественные) гипербилирубинемии; хронические холециститы, холестероз желчного пузыря, панкреатиты с редкими обострениями при хороших результатах лечения).
Судом установлено, что Ручкин А.Г, как подлежащий призыву на военную службу, прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого на основании статей 13 пункта "д", 42 пункта "г", 59 пункта "в", 45 пункта "г" и 72 пункта "г" Расписания болезней признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б").
Из материалов медицинского освидетельствования усматривается, что при его прохождении, в частности, врачом-терапевтом у Ручкина А.Г. были установлены заболевания - "... ".
Как следует из материалов личного дела призывника, сведений о наличии заболеваний, отнесенных к статье 59 Расписания болезней, препятствующих прохождению военной службы, им не было представлено.
Присвоенная Ручкину А.Г. категория годности к военной службе полностью соответствует результатам медицинского освидетельствования и постановленными ему врачом - терапевтом и врачом - хирургом при прохождении освидетельствования диагнозам.
В этой связи решением призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 апреля 2018 года (протокол N 9) Ручкин А.Г. на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и подлежащим призыву на военную службу.
При этом представленный административным истцом протокол эзофагогастродуоденоскопического исследования от 13 апреля 2018 годаN 350 (I) не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии, поскольку не подтверждает наличие заболевания с теми признаками, которые предусмотрены пунктами "б", "в" статьи 59 Расписания болезней.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, на момент медицинского освидетельствования Ручкина А.Г. и принятия призывной комиссией оспариваемого решения указанного выше протокола исследования не имелось.
Согласно решению призывной комиссии Республики Марий Эл от 15 июля 2018 года N 73, решение призывной комиссии городского округа "Город Йошкар-Ола" от 12 апреля 2018 года (протокол N 9) отменено ввиду выполнения установленного задания на призыв.
С учетом изложенного обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства оценены надлежаще, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 22 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ручкина Александра Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Медведева И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.