председательствующего судьи
Луневой С.П,
при секретаре судебного заседания ФИО10,
с участием:
представителя административного истца - администрации "адрес" по доверенности - ФИО11,
представителя заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" по доверенности - ФИО13,
представителя заинтересованного лица - межрайонной ИФНС России N по "адрес" по доверенности - ФИО12,
представителей заинтересованного лица - ФИО17 по доверенности - ФИО14, ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации "адрес" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
В "адрес"вой суд поступило административное исковое заявление администрация "адрес" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" (далее Комиссия) о признании незаконным решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке; восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере - 133 169 866,83 рублей, определенной на ДД.ММ.ГГГГ; указании, что восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" применяется для целей, установленных действующим законодательством Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере рыночной стоимости этого объекта недвижимости, установленной в отчете оценщика - 13 310 901 рублей. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 65 527 кв.м, вид разрешенного использования - для закрепления земельного участка под объектами производственного назначения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" составляет 133 169 866,83 рублей.
С указанным решением Комиссии администрация "адрес" не согласна, поскольку установленная решением Комиссии кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере рыночной значительно занижена.
В рамках поданного ФИО17 в Комиссию заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заявителем был предоставлен отчет N от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенным по адресу: "адрес" "адрес"
Администрация считает указанный отчет об оценке не соответствующим требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки.
В отчете оценщиком не обоснованно использовалась в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов. Объекты-аналоги N не сопоставимы с объектом оценки по местоположению, поскольку расположены в "адрес", а примененная корректировка на местоположение не может компенсировать разницу в стоимости земельных участков. Оцениваемый объект расположен на красной линии по "адрес" обход, при этом в скриншотах объявлений о продаже объектов-аналогов N N, 3 и 4 не содержится информация о нахождении их на красной линии. Однако повышающая корректировка на расположение относительно красной линии к указанным объектам-аналогам оценщиком не применяется. Между тем, расположение земельного участка на красной линии в значительной степени влияет на его стоимость. Таким образом, информация, указанная в отчете, не подтверждена.
Административный истец, ссылаясь на подп.7 п.1 ст.1 и п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования - "адрес" затрагивает права муниципального образования, поскольку необоснованное уменьшение кадастровой стоимости приведет к необоснованному уменьшению доходов бюджета.
Кроме того, администрация "адрес" считает, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 133 169 866,83 рублей не является завышенной, учитывая его площадь, местонахождение и другие характеристики.
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС по "адрес".
Определением суда в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена межрайонная ИФНС России N по "адрес".
Определением суда в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес".
В письменном отзыве представитель административного ответчика - комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на необоснованность заявленных истцом требований, отсутствие нарушения прав муниципального образования оспариваемым решением Комиссии.
В письменном отзыве на иск заинтересованное лицо - ФИО17 просил в иске администрации "адрес" отказать в полном объеме, поскольку на момент обращения с настоящим административным иском кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 236 832 270,29 рублей, налоговая база для исчисления налога определяется с ДД.ММ.ГГГГ и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В письменном отзыве представитель Межрайонной ИФНС России N по "адрес" указал, что ДД.ММ.ГГГГ из ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по "адрес" в адрес Инспекции поступило письмо о том, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", с видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка, объекты гаражного назначения, магазины, площадью 65 527 кв.м. Согласно полученных сведений от этого же юридического лица при изменении вида разрешенного использования земельного участка на "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), объекты гаражного назначения, магазины" на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного объекта определена в размере 236 832 270 рублей 29 копеек. Расчет на землю с ДД.ММ.ГГГГ будет исчисляться из расчета кадастровой стоимости 236 832 270 рублей 29 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца - администрации "адрес" по доверенности ФИО11 просила суд вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" по доверенности ФИО13 возражала против удовлетворения административного заявления.
Представитель заинтересованного лица - межрайонной ИФНС России N по "адрес" по доверенности ФИО12 просил вынести решение суда в соответствии с действующим законодательством.
Представители заинтересованного лица ФИО17 по доверенности - ФИО14, ФИО15 просили в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.
Административный истец ФИО17, представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес", заинтересованных лиц - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в лице филиала по "адрес", ИФНС России по "адрес" надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
От административного истца ФИО17 поступило заявление о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие (том 2 л.д. 128).
В соответствии со ст. 151 КАС РФ суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии не явившихся представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо установлено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость. В таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В статье 24, 20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 этого закона, сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда или комиссии, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "адрес"" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой по земельному налогу, представляющему собой один из доходов муниципальных образований, зачисляемый по нормативу 100% в местные бюджеты, средства которого служат для решения вопросов местного значения как конституционно установленной функции местного самоуправления.
Соответственно, существенное снижение кадастровой стоимости земельного участка, используемого его собственниками - гражданами и организациями для осуществления предпринимательской деятельности, может уменьшить поступающие в местный бюджет налоговые доходы, а следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения. В такой ситуации результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, не только влияют на реализацию прав собственников этих земельных участков, но и могут напрямую затронуть права и законные интересы муниципальных образований как территориальных объединений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П).
Таким образом, в случае снижения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости у муниципального образования, на территории которого он расположен, может иметься реальный законный интерес оспаривать соответствующее решение комиссии.
В статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, если существующие результаты как-либо затрагивают права и обязанности перечисленных субъектов. Органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 248 указанного Кодекса основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является : недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По указанной категории споров, в силу требований части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, на административного истца возлагается обязанность доказывания наличия нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением и соблюдения сроков обращения в суд.
Приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в "адрес"" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Значение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составило 133 169 866,83 рублей. Данное значение рассчитано Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" с использованием результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных вышеуказанным приказом N. Сведения о такой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 34).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости
ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", квартал 566, "адрес" "данные изъяты".м, вид разрешенного использования - под объектами производственного назначения (литеры А - складское, Б - гаражи, В - производственное, Г - гаражи, Д - склад, Е - склад, З - операторская, М - производственное, С - производственное), объектами производственного назначения, кадастровая стоимость - 133 169 866,83 рублей (том 2 л.д. 91-93).
ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" (арендодатель) и ФИО17 (арендатор) заключен договор аренды сроком на 49 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 65 527 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" "данные изъяты", разрешенное использование - закрепление земельного участка под объектами производственного назначения (литеры А - складское, Б - гаражи, В - производственное, Г - гаражи, Д - склад, Е - склад, З - операторская, М - производственное, С - производственное). На земельном участке расположены объекта недвижимости, находящиеся на праве собственности арендатора, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N (том 2 л.д. 22-28).
В пункте 4.1 указанного договора аренды установлено, что расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью. Арендная плата начисляется согласно прилагаемому расчету арендной платы (п. 4.2) (том 2 л.д. 22-28).
Согласно расчета арендной платы за землю, приложенного к договору аренды, расчет арендной платы определен на основании Отчета об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ и Заключения ТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" была определена в размере - 13 094 000 рублей. Годовой размер арендной платы за участок составлял - 1 440 340 рублей (т.2 л.д. 22-29).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" о пересмотре кадастровой стоимости установленной за арендуемый им земельный участок 133 169 866,83 рублей и установлении рыночной стоимости на данный объект недвижимости в размере 13 310 901 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год (том 2 л.д. 21).
К заявлению ФИО17 приложил Отчет N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ИП ФИО18, в соответствии с которым рыночная стоимость арендуемого земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", под объектами производственного назначения, составила 13 348 923 рублей (том 2 л.д. 35-100).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО17 удовлетворено, рыночная стоимость установлена в размере 13 348 923 рублей (том 2 л.д. 4-6).
На основании решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - закрепление земельного участка под объектами производственного назначения (литеры : А - складское, Б - гаражи, В - производственное, Г - гаражи, Д - склад, Е - склад, З - операторская, М - производственное, С - производственное) в размере 13 348 923 рублей (том 2 л.д. 155).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" (продавец) и ФИО17 (покупатель) заключили договор N купли-продажи земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности ФИО17 Расчет выкупной цены произведен из кадастровой стоимости земельного участка - 13 348 923 рублей (том 2 л.д. 159-164).
Государственная регистрация права собственности ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" произведена в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 135).
На основании заявления собственника недвижимости ФИО17 в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения относительного разрешенного вида использования, который изменен на - "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), объекты гаражного назначения" (том 2 л.д. 131-134).
В связи с изменением целевого использования указанного земельного участка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" в соответствии с актом N б/н от ДД.ММ.ГГГГ определена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере - 236 832 270,29 рублей (том 2 л.д. 158).
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", с видом разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), объекты гаражного назначения, в размере 236 832 270 рублей 29 копеек (том 2 л.д. 131).
Административный истец - администрация "адрес" обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, изложенные фактические обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что права администрации "адрес", за защитой которых она обратилась в суд, оспариваемым решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка в размере 13 348 923 рублей не нарушены.
Арендная плата, рассчитываемая из установленной Комиссией рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ, оплачивалась собственнику имущества и арендодателю, каковым администрация "адрес" никогда не являлась.
С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на спорный земельный участок возникло у заинтересованного лица по настоящему административному делу - ФИО17, что повлекло за собою обязанность этого лица уплачивать налоги в установленном законом порядке. И именно с этого времени у административного истца возникло право на получение земельного налога.
Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ изменился вид разрешенного использования данного земельного участка и, соответственно, его кадастровая стоимость. Сведения о новой кадастровой стоимости в размере - 236 832 270,29 рублей внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Из разъяснения Комитета финансов и бюджета администрации "адрес" края N от ДД.ММ.ГГГГ, представленного административным истцом, следует, что налог за 2018 год будет рассчитываться налоговым органом с апреля 2018 года. Поскольку с
ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением вида разрешенного использования изменилась и кадастровая стоимость земельного участка, то земельный налог будет исчисляться исходя из новой кадастровой стоимости 236 832 270 рублей 29 копеек. Таким образом, выпадающих доходов по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не возникает.
Кроме того, требования истца о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 133 169 866,83 рублей, определенной на ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть удовлетворены судом как по изложенным основаниям, так и потому, что в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ внесена другая кадастровая стоимость в размере 236 832 270 рублей 29 копеек, которая никем в установленном законом порядке не оспорена, не отменена, не признана незаконной.
Изложенные нормы материального права, фактические обстоятельства, установленные по данному административному делу, свидетельствуют о том, что оснований к удовлетворению заявленных административным истцом исковых требований не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных в административном иске требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление администрации "адрес" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по "адрес" о признании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N в части определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценки - незаконным; восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26 "данные изъяты", в размере 133 169 866,83 рублей, определенной на ДД.ММ.ГГГГ; указания, что восстановленная кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" применяется для целей, установленных действующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам "адрес"вого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Лунева С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.