Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего: М. А.М.
судей: Багаутдиновой Ш.М, Алиевой Э.З.
при секретаре: Ганиевой Э.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Джалилова Э.А. на решение Дербентского районного суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении иска Джалилова Э. А. к администрации МР " "адрес"" об обязании администрации МР " "адрес"" направить списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате сильного ливневого дождя, прошедшего 9- "дата"г. на территории "адрес" РД, в ГУ МЧС РФ по РД и в Правительство Республики Дагестан для получения единовременной материальной помощи отказать".
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М, судебная коллегия
установила:
Джалилов Э.А. обратился с иском к администрации МР "Дербентский район" об обязании администрации МР " "адрес"" направить материалы в отношении него и членов его семьи, а также список пострадавших в результате последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате ливневого дождя, прошедшего на территории муниципальных образований " "адрес"" и " "адрес"" в ночь с 9 на "дата"г. для получения единовременной материальной помощи.
В обосновании иска указав, что в ночь с 9 по "дата"г. в "адрес" прошли сильные проливные дожди, селевые потоки обрушились на село. В результате происшедшего стихийного бедствия нанесен значительный ущерб инфраструктуре села, его жителям. В том числе пострадало и его домовладение, ставшее непригодным для дальнейшего проживания в нем, пострадало и остальное имущество.
По указанному адресу вместе с ним проживают шесть членов семьи: жена Джалилова С.Г, сын Джалилов М.Э, невестка Джалилова Г.А, внук Джалилов А.М. и внучка Джалилова СМ, которые находятся на его иждивении.
Его семья по настоящее время проживает в пострадавшем от стихийного явления в аварийном доме, что подтверждается предоставленной администрацией села справкой N от 26.02.2014г. Собственных средств у семьи не имеется, а имеющиеся недостаточны, чтобы приобрести или построить новый дом, притом, что все необходимые документы составлены и имеются.
В последующем истец обратился с уточнением к иску и просил обязать администрацию "адрес", составленный список граждан лишившихся жилья в результате сильного ливневого дождя, прошедшего 9- "дата"г. на территории "адрес", куда включены члены его семьи: жена Джалилова С.Г, сын- Джалилов М.Э, невестка - Джалилова Г.А, внук - Джалилов А.М. и внучка Джалилова СМ, направить в ГУ МЧС РФ по РД и в Правительство Республики Дагестан для получения положенной в таких случаях единовременной материальной помощи за счет казны Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец, как незаконное.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда о том, что обязанность РФ по возмещению ущерба возникает при условии соблюдения надлежащего порядка, срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти соответствующей информации о пострадавших и ущербе, необоснованные и не отвечают требованиям законодательства последующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008г. N и от 15.02.2014г. за N, прописаны обязанности органов исполнительной власти по предприятию мер по возмещению причиненного ущерба следствии стихийного бедствия.
Данные постановления процедурного характера, которые непосредственно касаются и регламентируют действия всех органов исполнительной власти по вертикали. Поэтому попытки ответчика переложить вину на истцов за действия государственных органов не выдерживают никакой критики.
Это регламентировано Федеральным законом N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" является специальным законом, устанавливающим порядок возмещения вреда, не связанного с виновными действиями конкретных лиц, а причиненного обстоятельствами, не зависящими от воли людей. При этом обязанность возмещения такого вреда государство берет на себя.
В таком случае требования адресуются государству при прямой ответственности, а источником возмещения служат средства соответствующих бюджетов РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от "дата" N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от "дата" N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основано на гарантиях, установленных статьей 29 Федерального конституционного закона от "дата" N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". Согласно части статьи 18 Федерального закона от "дата" N 68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с ч.1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, действовавшие до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N 110, при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации.
Условия предоставления, порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от "дата" N 982.
Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи. При этом данные нормативные акты не устанавливают сроки, в течение которых сам гражданин должен обратиться с заявлением о возмещении ущерба.
Судом установлено, в ночь с 9 по "дата"г. в "адрес" прошли сильные проливные дожди. В результате произошедшего стихийного бедствия, принадлежащее истцу домовладение стало непригодным для дальнейшего проживания. Пострадало и остальное имущество.
О непригодности дома истца для дальнейшего проживания в результате прошедших 9- "дата"г. ливневых дождей межведомственной комиссией с участием инженера "Дагестангражданкоммунпроект" Абдурахманова А.А. составлен акт от 01.02. 2013г.
Судом установлено, что в подготовленный в месячный срок органом местного самоуправления МР " "адрес"" список граждан, лишившихся жилого помещения в результате сильного ливневого дождя, прошедшего 9- "дата"г. на территории "адрес" РД, Джалилов Э.А. не был включен.
"дата"г. распоряжением Правительства Российской Федерации за N-р на финансовое обеспечение расходов на возмещение вреда, причиненного в результате прошедших 9- "дата" на территории Республики Дагестан ливневых дождей, сопровождавшихся сходом селей, выделены средства в сумме N.рублей, из них: N. рублей - администрации МО " "адрес"", в том числе:
N0тыс.рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости с распределением согласно приложению N 3;
N0тыс.рублей - на оказание гражданам единовременной материальной помощи с распределением согласно приложению N 4.
На основании акта межведомственной комиссии от 01.02.2013г. истец с членами семьи в составе 6-ти человек был включен в дополнительный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате сильного ливневого дождя.
Между тем данный список не содержит даты его утверждения. По объяснению начальника ГО ЧС по "адрес" Оруджева И.Г. данный список Гаджимурадовым А.Ш. был утвержден в 2017г.
Отказывая истцу, суд первой инстанции исходил из того, что в 2012-2013г.г. истец с заявлением о возмещении материального ущерба никуда, в том числе Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, не обращался.
Доказательства, подтверждающие иные обстоятельства, лицами, участвующими в деле, не представлены.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о неверном установлении судом фактов и обстоятельств дела, которые имели бы существенное значение для правильного разрешения спора судом первой инстанции.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены правильно и в полном объеме, содержащиеся в решении выводы им соответствуют. Представленным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дербентского районного суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.