Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хираева Ш.М., судей Джарулаева А-Н.К., Хаваева А.Г., при секретаре Мурзагельдиеве Ш.О. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ашуралиева Расула Шафиевича к администрации МР "Рутульский район" и Правительству РД:
- о признании за семьей истца права на получение государственного жилищного сертификата и финансовой помощи за утраченное имущество, а также права на компенсацию расходов за временное проживание и питание в течение месяца в размере 242 000 рублей и взыскании этой суммы из резервного фонда Правительства РД;
- о возложении на администрацию МР "Рутульский район" обязанности собрать полный пакет необходимых документов в соответствующих экземплярах, рекомендованных Главным Управлением МЧС России по РД в письме от "дата" N и необходимых для получения им государственного жилищного сертификата, финансовой помощи за утраченное имущество и другой помощи членам его семьи, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации;
- о возложении на Правительство РД обязанности направить его документы на получение жилищного сертификата в Правительство Российской Федерации с просьбой об оказании помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации, выдав его семье жилищный сертификат, как лишившейся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации,
по апелляционной жалобе административного истца Ашуралиева Р.Ш. на решение Ахтынского районного суда от "дата", которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказано, за пропуском срока обращения в суд и постановлено:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Ашуралиева Расула Шафиевича к администрации МР " "адрес"" и Правительству РД о признании за его семьей права на получение государственного жилищного сертификата и финансовой помощи за утраченное имущество, а также права на компенсацию расходов за временное проживание и питание в течение одного месяца в размере 242000 рублей и взыскании этой суммы из резервного фонда Правительства РД; о возложении на администрацию МР " "адрес"" обязанности собрать полный пакет необходимых документов в соответствующих экземплярах, рекомендованных Главным Управлением МЧС России по РД в письме от "дата" N, которые необходимы для получения им государственного жилищного сертификата, финансовой помощи за утраченное имущество и другой помощи членам его семьи, пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации; о возложении на Правительство РД обязанности направить его документы на получение жилищного сертификата в Правительство РФ с просьбой об оказании помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации, выдав его семье жилищный сертификат, как лишившейся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, пояснения представителя административного истца Ашуралиева Р.Ш. - адвоката Гаджиева А.М, представителя административного ответчика Правительства РД по доверенности Джалилова Н.Г, судебная коллегия
установила:
Ашуралиев Р.Ш. обратился в суд с приведенным выше административным иском, мотивируя требования тем, что решением Ахтьшского районного суда РД от 25.01. 2012 удовлетворены его исковые требования о признании за его семьей права на возмещение ущерба, причиненного жилью и имуществу в результате разрушения дома и гибели имущества вследствие продолжительных атмосферных осадков. На администрацию МР "Рутульский район" была возложена обязанность направить материалы по ущербу, причиненному жилью и имуществу административного истца Ашуралиева Р.Ш. на рассмотрение Правительства Дагестана с ходатайством об оказании истцу помощи, необходимой для приобретения жилья и имущества. Во исполнение данного решения суда администрация МР "Рутульский район" направила материалы по ущербу в Правительство РД. Необходимая для приобретения жилья и имущества помощь ему не оказана. В письме начальника ГУ МЧС России по РД Казимагомедова Н.М. указывается, о непредставлении администрацией МР "Рутульский район" всех необходимых документов, а направленные документы по форме и комплектности не соответствуют требованиям. Правительство РД и ГУ МЧС России по РД, отклоняя ходатайство администрации МР "Рутульский район" об оказании истцу помощи, в своих ответах ни разу не указали и не рекомендовали истцу и администрации представить полный пакет необходимых документов.
"дата" судом первой инстанции постановлено указанное решение, с которым не согласился административный истец Ашуралиев Р.Ш. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нормы закона, просит отменить решение суда, указывая о несоответствии выводов суда первой инстанции, содержащихся в решении суда, фактическим обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм процессуального права.
В письменных возражениях представители административных ответчиков - Правительства РД в лице Врио министра юстиции Пашабекова Х.Э. и администрации МР " "адрес"" в лице главы МР Ибрагимова И.Г. возражали против данного, указывая о законности судебного акта и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Ашуралиева Р.Ш. адвокат по назначению Гаджиев А.М. поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства РД по доверенности Джалилов Н.Г. возражал против данного, указывая о законности судебного акта и о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Административный истец Ашуралиев Р.Ш, его представитель Ашуралиев Р.Ш, административный ответчик администрация МР "Рутульский район", заинтересованное лицо Главное управление МЧС России по РД извещеные о месте, дате и времени судебного заседания апелляционной инстанции, однако в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили, в силу чего дело рассмотрено в их отсутствие (статьи 150 и 307 КАС РФ).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения согласно ст. 308 КАС РФ, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец обратился с административным исковым заявлением в суд "дата". В то время как о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми решениями и действиями административных ответчиков административный истец узнал не позднее августа 2010 года, так и в последующем в 2014 году, то есть административным истцом пропущен срок обращения в суд, уважительные причины пропуска срока не установлены. Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, суду не представлено.
Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.
Как правильно указал суд первой инстанции, ФИО10 пропущен срок обращения в суд с настоящим административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Согласно правовым положениям и материалам дела, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
В соответствии с как ранее действовавшими Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 576, так и ныне действующими аналогичными Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 средства из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов России для частичного покрытия расходов на финансирование первоочередных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Органы исполнительной власти Дагестана, администрации муниципальных районов и городских округов РД не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации при недостаточности собственных средств могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
В результате стихийного бедствия (паводка - продолжительных осадков, селевых потоков и обвала скального грунта с фундаментом несущей стены домостроения), произошедшего в апреле-мае 2010 года, домостроение Ашуралиева Р.Ш. в "адрес", повреждено по конструктивным элементам и согласно заключению комиссии не подлежит восстановлению.
Административный истец Ашуралиев Р.Ш. неоднократно обращался в различные инстанции по поводу возмещения причиненного ему ущерба от стихийного бедствия (Правительство РД, администрацию МО "Рутульский район", Уполномоченному по правам человека РД). В частности, в обращении от "дата" истец просил включить его в список остронуждающихся в помощи для строительства или приобретения жилья; в обращении от "дата" в администрацию МО "Рутульский район" с приложением 22 документов, просил направить их в Правительство РД.
По получению ответа администрации МО "Рутульский район" от "дата" N об отказе в связи с тем, что ситуация с домостроением истца относится к локальной, последствия которой ликвидируются собственными силами и средствами, "дата" истец Ашуралиев Р.Ш. обратился в Ахтынский районный суд с иском к администрации МО "Рутульский район" о признании за семьей истца права на возмещение ущерба, причиненного жилью и имуществу, и обязании администрации МО "Рутульский район" направить материалы по ущербу, причиненному жилью и имуществу на рассмотрение Правительства РД с ходатайством об оказании необходимой для приобретения жилья и имущества помощи.
Решением Ахтынского районного суда РД от "дата" иск Ашуралиева Р.Ш. удовлетворен (решение суда вступило в законную силу "дата").
Согласно письменному ответу Департамента территориальной политики МЧС России от "дата" N, заявителю (истцу) разъясняется порядок и правовые основания выдачи государственного жилищного сертификата в соответствии с законодательством, а также необходимые его действия, органы власти, в которые ему необходимо обратиться для решения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата и оказания финансовой помощи в связи со стихийным бедствием.
Из данного следует, что о нарушении своего права, выразившегося в не предоставлении ему и членам семьи компенсации ущерба от стихийного бедствия и невыдаче государственного жилищного сертификата в результате продолжительных атмосферных осадков в апреле-мае 2010 года, в частности по не оказанию финансовой помощи за поврежденное имущество и жилье, а также о порядке выдачи государственного жилищного сертификата, истец Ашуралиев Р.Ш. узнал или должен был узнать не позднее августа 2010 года (по истечении одного месяца после подачи заявления в администрацию). А в последующем также узнал из письменного ответа Департамента территориальной политики МЧС России от "дата" N, и других письменных ответов региональных и федеральных органов государственной власти.
Учитывая, что о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемыми решениями и действиями ответчиков административный истец узнал не позднее августа 2010 года, так и в последующем в 2014 году, а в суд обратился с иском только "дата", при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представил, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения.
Административным истцом объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным иском либо наличия уважительных причин пропуска срока в суд апелляционной инстанции также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, полно и правильно установилобстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ахтынского районного суда от "дата" по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Ашуралиева Р.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.