Судья Алтайского краевого суда Котликова О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Безугляка В. В.ча на решение судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от 26 июня 2018 года по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Безугляка В. В.ча на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Каменского С.А. от 13 декабря 2017 года "номер", которым
общество с ограниченной ответственностью "САЛАИР", юридический адрес: "адрес", ИНН "номер", ОГРН "номер",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 8.25, статьи 8.27, части 1 статьи 8.31, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер", составленному ведущим специалистом отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Журавлевым И.Д, ДД.ММ.ГГ в соответствии с плановым (рейдовым) заданием от ДД.ММ.ГГ "номер"-р проведен плановый (рейдовый) осмотр лесного участка, расположенного в квартале 284, выделе 26, лесосеке 3 Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества, арендатором которого на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ "номер" в редакции дополнительного соглашения "номер" от ДД.ММ.ГГ является общество с ограниченной ответственностью "САЛАИР" (далее - ООО "САЛАИР", Общество). Установлено, что участок леса пройден рубкой, вид рубки Проходная, год рубки 2016-2017. В лесосеке не вырублены сухостойные и с неудовлетворительным качеством ствола деревья. Одновременно с заготовкой древесины не произведена очистка места рубки (лесосеки) от порубочных остатков. Заготовленная древесина, оставленная в месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Штабели с заготовленной древесиной, оставленные на месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона, не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, и не вывезены в установленный срок.
Таким образом, при использовании лестного участка для заготовки древесины ООО "САЛАИР" нарушены пункты 16, 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, подпункт "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N474, пункт 12, подпункт "б" пункта 16 Правил ухода за лесами, утвержденными Приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года N 185, пункт 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607.
Действия ООО "САЛАИР" квалифицированы по частям 1 и 4 статьи 8.25, статьи 8.27, части 1 статьи 8.31, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено вышеназванное постановление.
Решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителем главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Стрелковского А.Н. от ДД.ММ.ГГ постановление от ДД.ММ.ГГ "номер" оставлено без изменения, жалоба ООО "САЛАИР"- без удовлетворения.
Решением судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ постановление от ДД.ММ.ГГ "номер", решение вышестоящего должностного лица от ДД.ММ.ГГ оставлены без изменения, жалоба защитника Общества Безугляка В.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, защитник ООО "САЛАИР" Безугляк В.В. просит постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи отменить. Указывает на то, что ООО "САЛАИР" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, вмененные правонарушения совершены впервые, какой-либо вред не причинен, угроза его причинения не возникла. На дату выявления вменяемых Обществу правонарушений на территории Топчихинского района Алтайского края был зафиксирован 1 класс пожароопасности, который согласно таблице "Федеральные классы пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды" указывает на отсутствие пожарной опасности. Обществу назначено наказание, соответствующее санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, вступившей в силу 01 марта 2017 года, однако нарушение Правил ухода за лесами допущено Обществом при осуществлении рубок в сентябре-октябре 2016 года. Вмененные Обществу Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, на дату обнаружения правонарушения утратили силу. Ввиду тяжелого финансового положения имелись основания для назначения наказания ниже низшего предела.
Выслушав защитника ООО "САЛАИР" Безугляка В.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, установлено, что заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 16 этих же Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года N474, при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
В силу пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N 607, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
Пунктом 12 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом МПР РФ от 16 июля 2007 года N 185, установлено, что при проведении всех рубок ухода за лесом обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, поврежденных и ослабленных деревьев.
Пунктом 16 этих же Правил к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) отнесены, в том числе, неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, поврежденные вредными организмами, животными и иными воздействиями) (подпункт "б").
Договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ "номер" (в редакции дополнительного соглашения "номер" от ДД.ММ.ГГ) предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом, проектом освоения лесов и настоящим Договором (пункт 3.4.3); использовать лесной участок способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным участком на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (пункт 3.4.17); не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламления производственными отходами, сточными водами, бытовым и строительным мусором и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка (пункт 3.4.25); при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины (пункт 3.4.27); при заготовке древесины в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений (пункт 3.4.29); соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления (пункт 3.4.46).
В соответствии с Постановлениями Правительства Алтайского края от 20 апреля 2017 года N 128, от 01 ноября 2017 года N 387 в период с 21 апреля 2017 года по 01 ноября 2017 года на территории Алтайского края действовал пожароопасный сезон.
Факт совершения ООО "САЛАИР" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ "номер"; актом "номер" планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) от ДД.ММ.ГГ и приложенной к нему фототаблицей; лесной декларацией "номер" от ДД.ММ.ГГ; лесной декларацией "номер" от ДД.ММ.ГГ; приказом от ДД.ММ.ГГ "номер" об увеличении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины; отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2016 года; отчетом об использовании лесов за январь-август 2017 года; договором аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ "номер" в редакции дополнительного соглашения "номер" от ДД.ММ.ГГ с приложениями.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа, а затем судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "САЛАИР" состава вмененных административных правонарушений.
Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для назначения наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, по делу не установлено.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 того же Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены назначенного Обществу административного наказания на предупреждение.
При этом принимается во внимание объем заготовленной древесины, оставленной в месте рубки (лесосеке) на период пожароопасного сезона и не собранной в штабеля или поленницы, не отделенной противопожарной минерализованной полосой, что, безусловно, повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде.
То обстоятельство, что Алтайским ЦГМС в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по данным М-II Усть-Чарышская Пристань, близлежащей к "адрес", с учетом осадков и температуры воздуха был зафиксирован 1 класс пожарной опасности (л.д. 81), данные выводы не опровергает. Как было указано выше, вмененные правонарушения совершены в период пожароопасного сезона, установленного на территории Алтайского края Постановлением Правительства Алтайского края от 20 апреля 2017 года N 128.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ, вступившей в силу 01 марта 2017 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Рассматриваемые правонарушения обнаружены 20 сентября 2017 года, то есть в период действия статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года N 218-ФЗ.
Ссылка в жалобе на то, что нарушение Правил ухода за лесами допущено Обществом при осуществлении рубок в сентябре-октябре 2016 года, опровергается материалами дела.
Так, по делу установлено, что ООО "САЛАИР" осуществляло рубку лесных насаждений, хранение и вывоз древесины на лесном участке, расположенном в квартале 284, выделе 26, лесосеке 3 Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества в период с января 2016 года по август 2017 года.
Данное обстоятельство подтверждается приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 26 декабря 2016 года N 2197 об увеличении срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины по договору аренды от ДД.ММ.ГГ "номер" до ДД.ММ.ГГ; отчетами об использовании лесов за периоды ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ- ДД.ММ.ГГ; лесной декларацией "номер" от ДД.ММ.ГГ и лесной декларацией "номер" от ДД.ММ.ГГ, в которой ООО "САЛАИР" заявляет, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лестном участке Бобровского лесничества Алтайского края.
Невключение Обществом в ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, сухостойных и с неудовлетворительным качеством ствола деревьев, не освобождало его от обязанности соблюдения требований Правил ухода за лесами, в том числе пункта 12 этих Правил, предписывающего при проведении всех рубок ухода за лесом обеспечивать улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, поврежденных и ослабленных деревьев.
Утверждение защитника Общества о том, что весь задекларированный объем древесины в лесосеке был вырублен в сентябре-октябре 2016 года, опровергается отчетом об использовании лесов за январь-август 2017 года, согласно которому в квартале 284, выделе 26, лесосеке 3 Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества в указанный период осуществлена проходная рубка, объем заготовленной древесины составил 15 куб.м. (л.д.78-73 административного материала).
Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337, обжалуемым постановлением Обществу вменены не были, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.
Ошибочное указание в решении вышестоящего должностного лица и решении судьи в качестве места совершения правонарушений - квартал 284, выдел 26, лесосека 1 Большереченского участкового лесничества Бобровского лесничества (вместо лесосека 3) при том, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица указана лесосека "номер", и из материалов дела с достоверностью усматривается, что вмененные правонарушения совершены в лесосеке "номер", незаконность обжалуемых актов не влечет.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену решения судьи и постановления должностного лица, не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Каменского С.А. от ДД.ММ.ГГ "номер", решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Стрелковского А.Н. от ДД.ММ.ГГ, решение судьи Топчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "САЛАИР" Безугляка В. В.ча - без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда О.П. Котликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.