Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Довиденко Е.А, Параскун Т.И.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Мочалова Олега Фридриховича Мочалова Егора Олеговича на решение Центрального районного суда Алтайского края от 06 июня 2018г. по делу по иску Мочалова Олега Фридриховича к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мочалов О.Ф. обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании приказа незаконным, возложении обязанности поставить на учет.
В обоснование требований указал на то, что 28.11.2017г. он как гражданин, выехавший из районного Крайнего Севера, обратился в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула с заявлением о постановке на учет лиц, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ от 25.10.2002г. N125-ФЗ. (в ред. от 07.06.2017, действовавшей на момент обращения) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Одновременно к заявлению приложил следующие документы:
- нотариально заверенную копию паспорта,
-нотариально заверенную копию трудовой книжки,
-выписку из домовой книги по адресу: "адрес"
-справку о неполучении субсидии,
-выписку из ЕГРН,
-согласие на обработку персональных данных.
29.01.2018г. истцом получен приказ N *** от 12.01.2018г. об отказе в постановке на учет, в котором в качестве оснований для отказа ответчик указано на не предоставление заявителем документов, подтверждающих факт прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992г. (справки УФМС России о регистрации по месту жительства в период с 03.12.1987г.), сведения о месте жительства заявителя в период с 14.11.2011г. по 23.11.2017г, не представление выписки из домовых книг по месту жительства члена семьи заявителя - супруги Родичевой С.В. в период с 01.01.1991г. по 19.03.1992г, с 04.04.2011г. по настоящее время; не предоставление документов, подтверждающих совместное проживание заявителя и члена семьи Родичевой С.В, а также не предоставление документов, подтверждающих факт неполучения заявителем и членами семьи жилищных субсидий.
Истец полагает, что приказ нарушает право истца на постановку на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилищных субсидий, а также лишает права на получение таких субсидий. Истец предоставил все необходимые документы, перечисленные в п.9 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, действовавшему на момент его обращения к ответчику.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец с учетом уточнения просил суд признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула N *** от 12.01.2018г. об отказе в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилищной субсидии как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; обязать ответчика поставить его на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилищной субсидии как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение Центрального районного суда Алтайского края от 06 июня 2018г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Мочалова О.Ф. Мочалов Е.О. просит об отмене решения, ссылаясь на то, что вывод суда о том, что истец сначала должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС, противоречит ст.1 Федерального Закона N125, которым предусмотрено 2 категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - это граждане, не имеющие в собственности жилья, или те, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Истцом были представлены доказательства отсутствия в собственности жилых помещений.
Кроме того, вывод суда о том, что истцом не представлена выписка из домовой книги по месту жительства члена семьи истца его супруги Родичевой С.В, не имеет значение для разрешения иска, поскольку истец претендовал на получение субсидии только на себя, а не на членов семьи, и с 2011 истец проживает с ней раздельно, общее хозяйство не ведут.
В судебном заседании в апелляционной инстанции представитель истца Мочалова О.Ф. Мочалов Е.О. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, позже на 2015 - 2020 годы, которыми установлен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
В соответствии с пп. "з" п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу п. 22 Правил, основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п. 5 Положения, состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что законодатель установилправо граждан, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения, наряду с иными условиями, - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Применительно к данному делу, к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию, относятся обстоятельства отсутствия у истца жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В связи с этим, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, при разрешении настоящего спора проверке и установлению подлежали такие факты, как отсутствие у истца других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и, каким образом регистрация истца в жилом помещении по адресу "адрес", повлияла на ее нуждаемость в жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Мочалов О.Ф, как выехавший из районов Крайнего Севера, 28.11.2017г. обратился в комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, как гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера, состав семьи указан как один человек.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула N151/пр19 от 12.01.2018г. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении Мочалову О.Ф, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (заявителем не предоставлены документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности не позднее 01.01.2012 (справки УФМС России о регистрации по месту жительства в период с 03.12.1987 г. по 07.12.1999 г. по адресу: "адрес", отсутствуют сведения о месте жительстве заявителя в период с 14.11.2011 г. по 23.11.2017г.; заявителем не представлены выписки из домовых книг по месту жительства члена семьи заявителя - супруги Родичевой С.В. в период с 01.01.1991г. по 19.03.1992г, с 04.04.2013г. по настоящее время; не представлены документы, подтверждающие совместное проживание заявителя и члена его семьи Родичевой С.В. на территории г. Барнаула; а также не представлены документы, подтверждающие факт неполучения заявителем и членами его семьи жилищных субсидий на улучшение жилищных условий со всех мест жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не был представлен в орган местного самоуправления полный пакет документов, позволяющий положительно решить вопрос о постановке ее на учет как лицо, имеющее право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Апелляционная инстанция соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
Согласно ст.4 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N115-ЗС принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства в орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (опекунами). Заявление подписывается всеми проживающими совместно с заявителем дееспособными членами семьи.
Для признания нуждающимся в жилом помещении представляются следующие документы:
1) заявление;
2) копия паспорта (копия документа, заменяющего паспорт) гражданина Российской Федерации, а также копии паспортов всех членов семьи;
3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на занимаемое жилое помещение, в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности либо предоставлено ему на основании договора социального найма;
4) копия домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки);
5) копии документов, подтверждающих состав семьи;
6) правоустанавливающий документ на жилое помещение (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, договор социального найма и другие документы);
7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством;
8) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина и всех членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости за пять лет, предшествующие дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет.
По ранее действующему законодательству (в редакции на дату подачи Мочаловым О.Ф. заявления), согласно п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 1;
б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;
г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка об инвалидности - для инвалидов 1 и 2 групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
Как видно из материалов дела, к заявлению от 28.11.2017г. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Мочаловым О.Ф. приложены следующие документы:
- копии паспорта Мочалова О.Ф, Родичевой С.В.;
- копия трудовой книжки Мочалова О.Ф.;
- выписка из домовой книги по адресу: "адрес" в отношении Мочалова О.Ф.;
- выписка из домовой книги по адресу: "адрес", в отношении Мочалова О.Ф.;
- справка от 28.06.2017 N826 (Мирнинский район);
- копия свидетельства о заключении брака;
- уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина и всех членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости за пять лет, предшествующие дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет.
Таким образом, судом установлено, что в компетентный орган Мочаловым О.Ф. не были представлены следующие документы:
- копия домовой книги по месту жительства члена семьи Мочалова О.Ф. - Родичевой С.В. ( Родичева С.В. зарегистрирована по другому адресу - р. "адрес");
- копии документов, подтверждающих состав семьи;
- правоустанавливающий документ на жилое помещение (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, договор социального найма и другие документы);
- копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством.
- документы, подтверждающие факт неполучения заявителем и членами его семьи жилищных субсидий на улучшение жилищных условий со всех мест жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истцом не был представлен в орган местного самоуправления полный пакет документов, позволяющий поставить его на учет как лицо, имеющее право на получение жилищной субсидии, соответствует материалам дела.
Доводы о том, что истец претендовал на получение субсидии только на себя, а не на членов семьи, подлежат отклонению, поскольку согласно действующему законодательству оценке подлежит вопрос о реализации права на получении жилищной субсидии не только истцом, но и членами его семьи.
Доводы апелляционной жалобы стороны истца подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда Алтайского края от 06 июня 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Мочалова Олега Фридриховича Мочалова Егора Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.