Судья Алтайского краевого суда Копцева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 11 июля 2018 года, которым прекращено производство по делу в отношении Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив "Согласие" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайском краю от 19.04.2018 года в период с 01.11.2017 года по 30.11.2017 года Управлением проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности движения "Согласие", в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, заявленным уставным целям и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки установлено получение движением "Согласие" денежных средств от иностранных источников через законного представителя юридического лица - Ш.Г.П, а также осуществление политической деятельности на территории Российской Федерации. При этом движение "Согласие" на момент проведения проверки не было включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Соответствующее заявление в Министерство юстиции Российской Федерации не представлялось.
Действия Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив "Согласие" квалифицированы по ч.1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 11 июля 2018 года производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, должностное лицо административного органа Ж.Л.Г. обратилась в Алтайский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Барнаула, ссылаясь на ошибочность выводов судьи о нарушении сроков проведения проверки, поскольку сбор информации в отношении некоммерческой организации, в том числе, направление запросов, не входит в предмет проведения проверки, а являются подготовительными мероприятиями к проведению проверки.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены постановления судьи.
Частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ установлено, что осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с п.4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.
Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Порядок организации и проведения плановых проверок юридических лиц установлены ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (п.11 ст. 9 Закона).
В силу ст. 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу ч. 1 ст. 13 указанного закона срок проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированного предложения должностных лиц органа государственного контроля, проводящих выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней (ч. 3).
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (п. 6 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 06.10.2017 года в отношении АКОД "Согласие" назначено проведение плановой документарной проверки в целях осуществления контроля за деятельностью общественного объединения, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, его уставным целям и законодательству Российской Федерации, за период деятельности с 01.11.2014 года по 31.10.2017 года включительно. Срок проведения проверки установлен со 02 ноября 2017 года по 30 ноября 2017 года.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которые зафиксированы в акте проверки от 30 ноября 2017 года.
Из акта проверки следует, что в ходе проведения проверки Управлением были направлены запросы о деятельности некоммерческой организации в администрацию города Барнаула Алтайского края, прокуратуру Центрального района г. Барнаула, МИФНС N 15 по Алтайскому краю, Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Алтайскому краю, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Алтайском крае, Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула.
Вместе с тем, указанные запросы были направлены в администрацию города Барнаула и в Центр по противодействию экстремизму ГУВД по Алтайскому краю, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай 05 сентября 2017 года, в прокуратуру Центрального района г. Барнаула и в МИФНС N 15 по Алтайскому краю - 07 сентября 2017 года, в Избирательную комиссию муниципального образования города Барнаула - 03 ноября 2017 года.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья указал, что проверочные мероприятия были начаты до начала срока проведения проверки, поэтому должностным лицом превышен двадцатидневный срок проведения проверки, следовательно, при проведении проверки допущено грубое нарушение требований Федерального закона N 294-ФЗ, что влечёт признание протокола об административном правонарушении, составленного на основании акта проверки, недопустимым доказательством по делу.
Данный вывод судьи районного суда основан на представленных материалах дела об административном правонарушении и соответствует указанным выше требованиям закона.
Доводы автора жалобы о том, что направление запросов, не входит в предмет проведения проверки, а являются подготовительными мероприятиями к проведению проверки, опровергаются материалами дела, в том числе содержанием самих запросов, в которых имеется ссылка на проведение проверки, а также актом проверки, в котором указано, что запросы были направлены Управлением в ходе проведения проверки.
В связи с признанием протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу судья районного суда пришёл к правильному выводу об отсутствии в действиях АКОД "Согласие" состава административного правонарушения и о необходимости прекращения производства по настоящему делу.
Поскольку существенных процессуальных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, по делу не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 11 июля 2018 года оставить без изменения, жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Судья: Г.В. Копцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.