Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Гареевой Д.Р.
Жерненко Е.В.
при секретаре Фаткуллине Р.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Азур эйр" на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования Артамонова П. Е. к ООО "ЛАЙК ТРЕВЕЛ УФА", ООО "Анекс Магазин Регион", ООО "АЗУР эйр", САО "ВСК" о защите прав потребителя, возмещении ущерба, убытков, выплаты штрафа, неустойки, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. размер реального ущерба в сумме убытков, понесенных истцом в связи с задержкой рейса и ненадлежащим исполнением ответчиком договора международной воздушной перевозки пассажира и багажа в размере 2306 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. 1620 рублей в качестве компенсации за опоздание.
Взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" в пользу Артамонова П. Е. компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
Взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" в пользу Артамонова П. Е. неустойку в размере 23537 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. неустойку в размере 8190 рублей.
Взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" в пользу Артамонова П. Е. штраф в размере 12768,50 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. штраф в размере 6558 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" государственную пошлину в местный бюджет 784,24 рублей.
Взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" государственную пошлину в местный бюджет 1206,11 рублей.
Заслушав доклад судьи Жерненко Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артамонов П.Е. обратился в суд с иском к ООО "Лайк Тревел Уфа", ООО "Анекс Магазин Регион", ООО "АЗУР эйр", САО "ВСК", в котором просит С учетом уточнений просит уменьшить цену договора NTUR-10/06/2017-3 от дата, заключенного между истцом и ООО "ЛАЙК ТРЕВЕЛ УФА", и взыскать с ответчиков 000 "Анекс Магазин Регион" и ООО "ЛАЙК ТРЕВЕЛ УФА" вернуть часть суммы, уплаченной по договору в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг, а именно стоимость тура в сумме 23537 рублей; взыскать с ответчика ООО "Анекс Магазин Регион" размер реального ущерба в сумме убытков понесенных истцом в связи с ненадлежащим исполнением ответчиками договора о реализации туристского продукта в размере 7086,55 рублей; в случае отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта обязать ответчика САО "ВСК" как финансового гаранта организатора путешествия выплатить истцу сумму страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплатить денежную сумму по банковской гарантии за счет средств фонда персональной ответственности туроператора в размере 30623,55 рубля; взыскать с ответчика ООО "АЗУР эйр" компенсацию вреда, причиненного задержкой в перевозке; взыскать с ООО "АЗУР эйр" штраф за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения; взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" денежную компенсацию морального вреда, причиненного жизни и здоровью истца, выраженного в физических и нравственных страданиях в связи с ненадлежащим исполнением договора о реализации туристского продукта в размере 300000 рублей; взыскать с ООО "АЗУР эйр" выплатить денежную компенсацию морального вреда, причиненного жизни и здоровью истца, выраженного в физических и нравственных страданиях в связи с задержкой перевозчиком рейса N ZF 7765 и ненадлежащим исполнением ответчиком договора перевозки в размере 200000 рублей; взыскать с ответчика ООО "Анекс Магазин
Регион" неустойку (пеню) за неисполнение требований потребителя в установленный законом срок, которая на дату подачи иска составляет 23537 рублей; взыскать с ответчика ООО "АЗУР эйр" неустойку (пеню) за неисполнение требований потребителя в установленный законом срок в перерасчете на дату вынесения решения суда, что на дату подачи иска составляет 8190 рублей; взыскать с ООО "Анекс Магазин Регион" и ООО "АЗУР эйр" штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от присужденной судом в пользу потребителя суммы.
Суд вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ООО "АЗУР эйр" ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, указав, что суд первой инстанции применил закон не подлежащий применению при исчислении неустойки и штрафа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, на основании которого по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В силу статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Договор воздушной перевозки пассажира, воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как усматривается из материалов дела, что дата между ООО "ЛАЙК ТРЕВЕЛ УФА" (турагент) и Артамоновым П.Е. (заказчик) заключен договор N TUR-10/06/2017-3, по условиям которого турагент обязуется за вознаграждение, от своего имени, совершить по поручению и за счет заказчика юридические и иные действия, направленные на подбор, бронирование и оплату туристского продукта, потребительские свойства которого указаны в заявке на бронирование (пункт 1.1).
Туристский продукт, соответствующий характеристикам, указанным в Заявке на бронирование, формируется Туропратором, сведения о котором содержатся в Приложении N... к договору.
Как следует из заявки на бронирование туристского продукта, Артамонов П.Е. заказ тур в Грецию, о.Крит- Ираклион, с размещением в отеле SIMPLE HOTEL 2*, номер DBL/Standart, питание А1; даты заезда- выезда дата/ дата, 11 ночей. Предоставляется трансфер по маршруту аэропорт- отель- аэропорт, дата- дата / дата, тип- групповой, транспорт- автобус. Стоимость тура составила 23 537, 00 рублей. Срок окончательной оплаты- дата. Туроператором является ООО "Анекс Магазин Регион".
Истец произвел полную оплату стоимости тура в размеру 23537 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N... от дата.Согласно билету ООО "АЗУР эйр" N... на рейс N ZF 7765, Артамонов П.Е. вылет по маршруту Москва (Домодедово)- Ираклион должен был состояться дата в 03.05 часов.
Однако, рейс был отправлен дата в 15.00 часов, что подтверждается посадочным талоном.
дата истец направил в адрес ООО "АЗУР эйр" претензию по вопросу изменения времени вылета рейса N ZF 7765 от дата.
дата истцу дан ответ N.., что плановым временем отправления рейса являлось 00.05 UTC (03.05 по местному времени адрес) дата, дата плановое время отправления рейса было изменено на время 12.00 UTC (15.00 по местному времени адрес), о чем был своевременно проинформирован туроператор- заказчик чартерного рейса. Соответственно, рей был отправлен в назначенное время.
Между тем, материалы дела не содержат доказательств уведомления туроператора об изменении времени рейса, на которое ссылается ООО "АЗУР эйр", в связи с этим, суд приходит к убеждению, что действиями ООО "АЗУР эйр" нарушены права на Артамонова П.Е. как потребителя услуг перевозки пассажира.
Разрешая спор по существу и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что туроператором были нарушены права истца на получение услуги соответствующего качества предусмотренным договором.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда как основанными на законе.
На основании статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 795 Гражданского кодекса Российской Федерации за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 Правил).
Согласно пункту 76 указанных Правил перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 226 Правил предусмотрено, что пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом согласно пункту 227 вышеуказанных Правил вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Как указывалось выше, под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Обстоятельства задержки воздушного судна, исключающие ответственность ответчика, в частности, необходимость устранения неисправности судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, допустимыми доказательствами не подтверждены, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения в части с ООО "Азур эйр" в пользу истца убытков в размере 2306 рублей и компенсации морального вреда в размере 2000 рублей без изменения.
Вместе с тем, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в части взысканных судом первой инстанции с ООО "Азур эйр" в пользу истца сумм неустоек в размере 1620 рублей и 8190 рублей, на основании статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также штрафа в размере 6558 рублей, на основании следующего.
В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Предусмотренный статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации штраф имеет гражданско-правовую природу и по своей сути является предусмотренной законом мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, то есть является формой предусмотренной законом неустойки.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае положения статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" применению не подлежат, поскольку обязанность по уплате неустойки предусмотрена специальной нормой - статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации.
При исчислении размера штрафа судебная коллегия исходит из того, что ст. 5 Федерального закона от дата N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" которой установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с дата исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Размер штрафа, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, составит 325 рублей (100 рублей x 25% x 13 часов (с дата - 03.15 часов московское время по дата - 15.00 часов московское время).
Таким образом, размер штрафа, подлежащий взысканию с ООО "Азур эйр" в пользу истца, составляет 325 рублей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ОАО "Азур эйр" в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года отменить в части взыскания с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артманова Павла Евгеньевича компенсации за опоздание, неустойки, штрафа; в части взыскания с ООО "АЗУР эйр" государственной пошлины в доход местного бюджета.
В отмененной части принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Артамонова П. Е. к ООО "АЗУР эйр" о взыскании компенсации за опоздание и неустойки - отказать.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" в пользу Артамонова П. Е. штраф в размере 325 рублей.
Взыскать с ООО "АЗУР эйр" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
В остальной части решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.