Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурмухаметовой Р.Р.
судей Анфиловой Т.Л.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Саметова А.С. на решение Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 09 июня 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Саметова Александра Саликовича к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права на назначение пенсии по выслуге лет - отказать.
Заслушав доклад судьи Нурмухаметовой Р.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саметов А.С. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" и возложении обязанности назначить пенсию, указав, что на момент увольнения со службы из органов внутренних дел стаж составил 11 лет 09 месяцев 03 дня в календарном исчислении, в льготном исчислении - 14 лет 01 месяц 11 дней. Однако ответчиком не была учтена служба в армии и учеба в ПТУ, с зачетом которых общий стаж составляет 28 лет, из которого исчисляется стаж военной службы 14 лет 01 месяц 11 дней. Истец считает, что в 2004 году он имел право на смешанную пенсию. Обращение истца от 18 января 2018 года к ответчику о назначении пенсии по выслуге лет оставлено без удовлетворения со ссылкой на отсутствие правовых оснований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, а именно: отсутствие на день увольнения требуемых стажа и достижение предельного возраста для определения права на данное пенсионное обеспечение.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит Саметов А.С, указав, что в силу статьи 91 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N340-1, действовавшей на момент возникновения правоотношений, учеба, включаемая в общий трудовой стаж подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. Дальнейшее изменения в пенсионном законодательстве правового значения не имеет. Относительно включения периода службы в армии в льготный стаж предусматривалось положением от 04 августа 1956 года лишь условие - предшествие работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, либо работа последовала за окончанием службы. На основании приказа Министра обороны РФ от 08 октября 1994года истец проходил с 30 мая 1986 года по 24 октября 1994 года службу по контракту в Читинской области, которая приравнена к отдаленной местности и 1 месяц службы идет за полутора месяца. Однако ответчик не представил данных о службе в указанной местности.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, ходатайств об отложении разбирательства по делу, сведений о наличии уважительных причин для неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", выслушав представителей сторон по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела установлен следующий период службы, зачисляемый в стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации, на момент увольнения: с 20 сентября 1995 года по 11 февраля 1997 года. Истец был принят на службу в органы внутренних дел по контракту на четыре года. Истец был уволен 11 февраля 1997 года по статье 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение условий контракта (неоднократно появлялся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения).
В назначении пенсии по выслуге лет истцу было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" части 1 статьи 13 Федерального закона N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а именно: на момент увольнения со службы не достиг предельного возраста пребывания на службе.
Истец не соглашается с выводом суда об отказе во включении периода учебы в профессионально-техническом училище N13 г.Благовещенска с 01 сентября 1976 года по 20 апреля 1978 года, обосновав доводы на статье 91 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N340-1.
Разрешая спор в указанной части, суд правильно исходил из того, что назначение пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, происходит в соответствии со специальными нормативными правовыми актами - законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе включить спорный период учебы в стаж для исчисления пенсии за выслугу лет в связи со службой в органах внутренних дел исходя из следующего.
Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N340-1 и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N4468-1.
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", являются одним из видов государственных пенсий.
Вместе с тем правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы.
В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).
В соответствии со статьей 91 этого Закона подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре - включается в общий трудовой стаж наравне с работой и службой. Однако профессионально-технические училища не являются средними специальными учебными заведениями Российской Федерации - государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N941, а также Приложения к нему N1 и N2.
Как видно из части 1 пункта 2 указанного постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам - женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление порядка включения времени обучения в средних специальных либо высших гражданских учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии, в том числе условий такого включения, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Указанная норма постановления Правительства РФ не противоречит закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Не предоставляют такого права на назначение и получение пенсии и положения закона РФ от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями), право на назначение в соответствии с которым возникает только у бывших военнослужащих в силу указания вышеупомянутого закона.
Судебная коллегия также учитывает, что в законе N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" были определены условия назначения пенсии за выслугу лет, к которой пенсия, назначенная по линии органов внутренних дел, не относилась.
В силу статьи 10 Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002г, пенсия на общих основаниях устанавливается мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.
Согласно статьям 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РФ", утратившего силу с 01 января 2002 года, время военной службы также не включалось в специальный стаж, засчитывалось только в общий стаж работы.
В соответствии со статьей 90 названного Закона служба в органах внутренних дел и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N4468-1 от 12 февраля 1993 года (в действующей редакции), право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно части 2 статьи 13 данного Закона, при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 указанной статьи, в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 13 Закона, гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:
1) увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) достижение на день увольнения возраста 45 лет;
3) наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.
На момент увольнения из органов внутренних дел истец не достиг указанного возраста, в связи с чем по упомянутому законодательству Российской Федерации оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет не имеется.
Поэтому доводы жалобы о необходимости применения при назначении пенсии положений Закона РФ от 20.11.1990г. N340-1, утратившего силу, основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, судебной коллегий они не могут быть приняты.
Довод истца в жалобе о том, что период службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет, на основании параграфа 12 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий" от 04 августа 1956 года отклоняется, как основанный на неправильном толковании правовой нормы.
Льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вследствие чего указанный истцом нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения пенсии по выслуге лет.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1 ч.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Уфа Республики Башкортостан от 09 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи Т.Л. Анфилова
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья Н.Р. Идиятова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.