Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Якуповой Н.Н,
судей Минеевой В.В, Портновой Л.В,
при секретаре Арутюнянц К.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Исхакова Р.С. на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, судебная коллегия
установила:
Исхаков Р.С. обратился в суд с административным исковым заявлением с последующим его уточнением к администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании внести изменения в Проект правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения, включив в него сведения о земельных участках в границы населенных пунктов, градостроительную зону Ж-1,Ж-2.
Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N... адрес ориентира: адрес Категория земельных участков в момент регистрации права собственности и до принятия проекта Правил землепользования и застройки администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район РБ значилось как земли населенных пунктов, однако при принятии проекта Правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения, земельные участки ошибочно переведены в категорию земли сельскохозяйственного назначения, то есть в градостроительные зоны "С, С1", а также зона сельхозназначения. 24 марта 2017 г. за N031 административным истцом направлено письмо в адрес администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет с просьбой внести изменения в проект Правил землепользования и застройки генерального плана
Категория земельных участков в момент регистрации права собственности и до принятия проекта Правил землепользования и застройки администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район РБ значилось как земли населенных пунктов, однако при принятии проекта Правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения, земельные участки ошибочно переведены в категорию земли сельскохозяйственного назначения, то есть в градостроительные зоны "С, С1", а также зона сельхозназначения.
24 марта 2017 г. за N031 административным истцом направлено письмо в адрес администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет с просьбой внести изменения в проект Правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, включить принадлежащие ему земельные участки в границы населенных пунктов, градостроительную зону "Ж-1, Ж-2". Однако 27 апреля 2017 г. за N02-25-99 от администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет им получен ответ, в котором указано, что вопрос о включении в черту населенного пункта принадлежащих истцу земельных участков является нецелесообразным. При этом административному истцу указано на то, что ранее указанные участки не входили в состав населенного пункта и относились к землям сельскохозяйственного назначения.
Не соглашаясь с указанными действиями административного ответчика, административный истец просит обязать администрацию сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан внести изменения в Проект правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район РБ, принадлежащие ему на праве собственности вышеуказанные земельные участки включить в границы населенных пунктов, градостроительную зону "Ж-1, Ж-2".
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления Исхакова Р.С. к администрации сельского поселения Акбердинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки, включив в него сведения о земельных участках, отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Исхаков Р.С. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные им требования в полном объеме, поскольку решение суда принято с нарушением норм действующего законодательства, нарушает его законные права и интересы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Исхакова Р.С. - Малинскую М.А, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - Мулюкова И.Н, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
Как верно установлено судом, Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся, в частности, генеральные планы поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из материалов дела следует, что Решением Совета сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 9 февраля 2017 г. N 220 "Об утверждении проекта решения "Об утверждении корректировки Правил землепользования и застройки и корректировки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан", действующая редакция генерального плана была согласована депутатами сельского поселения.
На основании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2017 г. N 232-р согласован проект "Корректировка генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан".
Таким образом, границы населенных пунктов с Акбердино и д.Блохино муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан установлены генеральным планом сельского поселения Акбердинский сельсовет, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан N232-Р от 27 марта 2017 г.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Исхакову Р.С. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N.., приобретенные им на основании договоров купли-продажи (л.д.27-147 Том 5), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.17-43, 45-135 том 1).
Из данных договоров купли-продажи земельного участка следует, что вышеуказанные участки относятся к категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование в отношении одних земельных участков указано: под малоэтажное жилищное строительство, в отношении других - для сельскохозяйственного производства.
Между тем, как следует из сведений о характеристике объекта недвижимости от 21 ноября 2017 г, в отношении вышеуказанных земельных участков отсутствует указание о принадлежности к какой-либо категории, вид разрешенного использования указано как для сельскохозяйственного производства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренным статьями 31 и 32 настоящего кодекса. При этом основаниями для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с частью 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
24 марта 2017 г. Исхаков Р.С. обратился в адрес главы администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район РБ о внесении в Проект правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан изменения в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, включить принадлежащие ему земельные участки в границы населенных пунктов, в градостроительную зону "Ж-1, Ж-2" с зоны "С, С1".
27 апреля 2017 г. администрация сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики письмом за N... на обращение истца сообщает, что земельные участки, принадлежащие Исхакову Р.С, не были включены в черту населенного пункта и на сегодняшний день отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, они находились за границей населенных пунктов и ранее. Вопрос включения земельных участков в черту населенного пункта неоднократно рассматривался на заседаниях Совета сельского поселения в целях учета законных интересов граждан. В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки земельные участки находятся в зоне сельхозназначения (градостроительный регламент не установлен). При этом разъяснено, что для реализации какого-либо строительства на обозначенных территориях в целях сельскохозяйственного использования Исхакову Р.С. требуется разработать и утвердить проект планировки и проект межевания территории с последующим публичным обсуждением и согласованием проекта.
Из письма Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан от 31 июля 2018 г. N06152 следует, что в ЕГРН сведения о границах населенных пунктов с.Акбердино и д.Блохино внесены 10 апреля 2014 г. на основании соответствующих карт (планов) объектов землеустройства. С момента внесения сведений о границах указанных населенных пунктов в ЕГРН документов об изменении указанных границ в Филиал учреждения не поступало. Границы указанных земельных участков расположены вне границ населенных пунктов с.Акбердино и д.Блохино.
Из публичной кадастровой карты усматривается, что земельные участки административного истца и населенные пункты с.Акбердино и д.Блохино разделены республиканской трассой Уфа-Ахлебинино, спорные земельные участки находятся вне зоны населенного пункта в зоне сельскохозяйственного назначения. Доказательство того, что вышеуказанные земельные участки ранее находились в границах населенного пункта с.Акбердино и д.Блохино, административным истцом не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика подтвердил, что земельные участки административного истца Исхакова Р.С. расположены в границах зоны сельскохозяйственного назначения и вне границ населенного пункта с.Акбердино и д.Блохино. При этом также пояснил, что в ранее действовавших Правилах землепользования и застройки территории сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район спорные земельные участки также находились в зоне сельскохозяйственного назначения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что изменения территориальной зоны, в пределах которой расположены земельные участки административного истца, не было, ранее данные земельные участки также располагались на территориальной зоне сельскохозяйственного назначения.
Поскольку административный истец как на момент обращения с заявлением об изменении зонирования территории, так и в суде первой инстанции не обосновал, по каким причинам и основаниям орган местного самоуправления был обязан принять положительное решение и подготовить проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности нарушения административным ответчиком прав и законных интересов административного истца, факт нарушения которых является обязательным условием для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия также учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки административного истца не используются эффективно, либо ему причиняется вред, или снижается стоимость этих земельных участков, не реализуются права и законные интересы правообладателя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком не принято во внимание, что категория земельных участков в момент регистрации права собственности и принятия проекта правил землепользования и застройки значилась как земли населенных пунктов, однако при принятии проекта правил землепользования и застройки генерального плана сельского поселения земельные участки были ошибочно переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, являются несостоятельными, поскольку данные доводы являлись предметом рассмотрения спора и судом первой инстанции дана им надлежащая правовая оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы построены на неправильном толковании положений пункта 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации и не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанная норма не называет поступление предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов в качестве основания для безусловного возложения такой обязанности на уполномоченные органы.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Исхакова Р.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сафина Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.