Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.
судей Минеевой В.В.
Портновой Л.В.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Даминовой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тимофеева С. В. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Врио начальника Управления МВД России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан полковника полиции ФИО4 к Тимофееву С. В. об установлении административного надзора - удовлетворить частично.
В отношении Тимофеева С. В, дата года рождения, уроженца адрес, проживающего по адресу: адрес установить административный надзор сроком на 3 (три) года, с исчислением срока со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Одновременно установить Тимофееву С. В. следующие ограничения:
1) один раз в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации,
2) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с его трудовой деятельностью;
3) запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания, без разрешения надзирающего органа, если это не связано с его трудовой деятельностью.
4) запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований,
5) запретить пребывание в определенных местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника Управления МВД России по г. Стерлитамаку Республики Башкортостан Курилов А.А. обратился в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Тимофееву С. В. об установлении административного надзора сроком на 3 (три) года, одновременно установив ограничения: 1) два раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, 2) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с его трудовой деятельностью, 3) запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания, без разрешения надзирающего органа, если это не связано с его трудовой деятельностью, 4) запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, 5) запретить пребывание в определенных местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках. В обоснование своих требований указав, что Тимофеев СВ. осужден 29.12.2004 г. адрес, с учетом постановления адрес от 05.08.2013 г, по ч.4 N... УК РФ к 8 годам 10 месяцам 10 дня лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Освобожден 16.08.2013 г. из ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Республике Башкортостан. По месту жительства характеризуется нейтрально. С 19.08.2013 г. по 19.08.2016 г. состоял на учете в УМВД России по г. Стерлитамак по категории административный надзор. В ходе проверки установлено, что в течение года неоднократного привлекался к административной ответственности: 24.08.2017 г. по ст. 20.20 КоАП РФ, 03.12.2017 г. по ст. 20.25 КоАП РФ, 07.12.2017 г. по ст. 20.01 КоАП РФ.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Тимофеев С.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое объективное решение, указывая в обоснование, что установленный административный надзор является жесткой мерой. Апеллянт указал, что после отбытия наказания сразу трудоустроился, имеет постоянное место работы, о чем прилагает характеристику с места работы. Со стороны сотрудников МВД считает предвзятое к нему отношение.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с ч.7 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Тимофеев СВ. осужден приговором адрес от 29 декабря 2004 года, с учетом постановления Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 05.08.2013 г, по ч N... УК РФ к 8 годам 10 месяцам 10 дням
лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Тимофеев СВ. освобожден из ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Республике Башкортостан 16.08.2013 г. по отбытию срока наказания.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2013 года в отношении Тимофеева СВ. установлен административный надзор сроком на три года, то есть до 04 июля 2016 года с установлением соответствующих ограничений.
Решением врио начальника УМВД России по г. Стерлитамаку от 19 августа 2016 г. в отношении Тимофеева СВ. прекращен административный надзор со снятием с профилактического учета.
После освобождения из мест лишения свободы Тимофеев СВ. совершил три административных правонарушения, за которые ему было назначено административное наказание: 24.08.2017 г. по ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 рублей, 03.12.2017 г. по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного ареста, 07.12.2017 г. по ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" указано, что необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что преступление, предусмотренное ч.4 ст. 111 УК РФ, за которое Тимофеев С.В. был осужден, относится к особо тяжким преступлениям.
На основании п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент осуждения) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Учитывая, что Тимофеев СВ. освобожден из мест лишения свободы 16 августа 2013 года, суд посчитал необходимым установить административный надзор на срок три года, с исчислением указанного срока со дня вступления в законную силу настоящего решения об установлении административного надзора.
При определении административных ограничений, суд принял во внимание положения части 1 статьи 4 вышеуказанного закона, характер и степень общественной опасности совершенных Тимофеевым СВ. правонарушений, данные о его личности и поведении.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены вышеуказанные нормы права.
Обстоятельства, устраняющие основания для установления Тимофееву С.В. административного надзора в ходе рассмотрения дела, не возникли.
При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции административные ограничения, как и срок административного надзора, судебной коллегией признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимофеева С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий Якупова Н.Н.
Судьи Минеева В.В.
Портнова Л.В.
Справка: судья Фархутдинова А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.