Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К,
при секретаре Таюповой Г.А,
с участием представителя административного истца Валиахметова И.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "ОДК - Уфимское моторостроительное производственное объединение" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
публичное акционерное общество "ОДК - Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ПАО "ОДК-УМПО", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 18 471 000 руб.; с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 4 260 000 руб.; с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 424 000 руб.; с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 473 000 руб.; с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 9 246 000 руб.; с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 37 789 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N N... выполненном ООО "ФинЭкспертОценка", что нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца по доверенности Валиахметов И.Ю. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца по доверенности Валиахметова И.Ю, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В судебном заседании установлено, что ПАО "ОДК-УМПО" является собственником земельных участков: с кадастровым номером N... с кадастровым номером N... ; с кадастровым номером N... с кадастровым номером N... с кадастровым номером N... с кадастровым номером N...
Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа Уфа Республики Башкортостан" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в границах городского округа Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость по состоянию на 1 июня 2014 года земельных участков с кадастровыми номерами: 02 N... определена, соответственно, в размере 189 181 746,71 руб, 50 823 721,52 руб, 4 587 632,28 руб, 988 759,76 руб, 23 592 799,75 руб. и 231 130 246,14 руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как собственника, обратился с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет N N... выполненный ООО "ФинЭкспертОценка", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 1 июня 2014 года земельных участков с кадастровыми номерами: 02 N... составляет, соответственно, 18 471 000 руб, 4 260 000 руб, 424 000 руб, 473 000 руб, 9 246 000 руб, 37 789 000 руб.
В целях установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости административный истец 20 февраля 2018 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. N П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии N 439 от 6 марта 2018 года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения рыночной стоимости спорных объектов определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 июля 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Бюро права и оценки" ФИО7
Согласно заключению эксперта N... года рыночная стоимость по состоянию на 1 июня 2014 года земельных участков с кадастровыми номерами: 02 N... составляет, соответственно, 19 267 000 руб, 5 849 000 руб, 586 000 руб, 654 000 руб, 9 117 000 руб, 35 696 000 руб.
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельных участков. При исследовании эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков. В качестве аналогов объектов оценки выбраны объекты сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, на различия между объектами оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки с обоснованием применения каждой корректировки, в заключении приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Каких-либо возражений относительно заключения судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность ее выводов лица, участвующие в деле, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельных участков, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участков в соответствии с частью 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельных участков их рыночной стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение N N.., суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 20 февраля 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "ОДК - Уфимское моторостроительное производственное объединение" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 19 267 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 5 849 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 586 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 654 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 9 117 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июня 2014 года в размере 35 696 000 руб.
Датой подачи заявления считать 20 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.