ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 августа 2018 года город Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В,
при секретаре Гатауллиной О.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ложкина А.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ложкин А.Г. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома средней этажности, расположенных по адресу: адрес:
1. с кадастровым номером N.., общей площадью 9007 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 157834885,06 руб.
2. с кадастровым номером N.., общей площадью 10231 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 179283746,98 руб.
3. с кадастровым номером N.., общей площадью 5357 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 93873818,06 руб.
4. с кадастровым номером N.., общей площадью 18101 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 317194321,58 руб.
5. с кадастровым номером N.., общей площадью 7428 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 130165152,24 руб.
6. с кадастровым номером N.., общей площадью 8742 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 153191136,36 руб.
7. с кадастровым номером N.., общей площадью 7229 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 126677959,82 руб.
8. с кадастровым номером N.., общей площадью 6818 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 119475768,44 руб.
9. с кадастровым номером N.., общей площадью 6136 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 107524686,88 руб.
10. с кадастровым номером N.., общей площадью 5439 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 95310751,62 руб.
11. с кадастровым номером N.., общей площадью 5399 кв.м, кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02 апреля 2018 года в размере 94609808,42 руб.
Считая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ООО "Первое бюро оценки и экспертизы" N 1004-ЗУ установлено, что рыночная стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 02 апреля 2018 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 10285867 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 9548999 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6117619 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 16894383 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 8482672 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 9983241 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 8255416 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 7786060 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 7007226 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6211262 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6165582 руб.
Административный истец, являясь собственником названных выше земельных участков, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан уплачивать земельный налог. Налоговая база по земельному налогу подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, которая в данном случае существенно превышает размер рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость земельных участках в размере рыночной стоимости, указанной в отчёте ООО "Первое бюро оценки и экспертизы" N 1004-ЗУ.
Административный истец Ложкин А.Г, его представитель Халилов Т.Р, представители ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, истец в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом. От представителя истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Так, административный истец, являясь собственником земельных участков, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости этих участков в размере его действительной рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть вторая); для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья); в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть четвертая).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что Ложкин А.Г. является собственником земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома средней этажности, расположенных по адресу: адрес: с кадастровым номером N.., общей площадью 9007 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 10231 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 5357 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 18101 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 7428 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 8742 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 7229 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 6818 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 6136 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 5439 кв.м.; с кадастровым номером N.., общей площадью 5399 кв.м.
Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04 мая 2018 года следует, что кадастровая стоимость земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома средней этажности, расположенных по адресу: адрес по состоянию на 02 апреля 2018 года определена в размере:
1. земельного участка с кадастровым номером N... - 157834885,06 руб,
2. земельного участка с кадастровым номером N... - 179283746,98 руб.
3. земельного участка с кадастровым номером N... - 93873818,06 руб.
4. земельного участка с кадастровым номером N... - 317194321,58 руб.
5. земельного участка с кадастровым номером N... - 130165152,24 руб.
6. земельного участка с кадастровым номером N... - 153191136,36 руб.
7. земельного участка с кадастровым номером N... - 126677959,82 руб.
8. земельного участка с кадастровым номером N... -119475768,44 руб.
9. земельного участка с кадастровым номером N... - 107524686,88 руб.
10. земельного участка с кадастровым номером N... - 95310751,62 руб.
11. земельного участка с кадастровым номером N... - 94609808,42 руб.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости объектов недвижимости представлен отчет ООО "Первое бюро оценки и экспертизы" N 1004-ЗУ, которым установлено, что рыночная стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 02 апреля 2018 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 10285867 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 9548999 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6117619 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 16894383 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 8482672 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 9983241 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 8255416 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 7786060 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 7007226 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6211262 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N... в размере 6165582 руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельных участков, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 июля 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО "Информ-Эксперт" Газдалетдинову А.М.
Согласно заключению эксперта ООО "Информ-Эксперт" Газдалетдинова А.М. N 132/18 от 06 августа 2018 года рыночная стоимость по состоянию на 02 апреля 2018 года:
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 9459871 рубль 96 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 11177060 рублей 57 копеек
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 6595056 рублей 27 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 19121715 рублей 39 копеек
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 8632078 рублей 80 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 9948221 рубль 16 копеек
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 8400820 рублей 90 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 8083488 рублей 98 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 6804087 рублей 68 копеек.
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 6145362 рубля 93 копейки
- земельного участка с кадастровым номером N.., составляет 6100168 рублей 13 копеек.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО "Информ-эксперт" Газдалетдиновым А.М. соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данных земельных участков является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административных истцов.
Результат определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивает права и обязанности административного истца как их собственника, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из их кадастровой стоимости, в связи с чем, истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что исковое заявление истцом подано в суд 19 июня 2018 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости - 19 июня 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ложкина А.Г. к об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома средней этажности, расположенных по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 02 апреля 1018 года:
1. с кадастровым номером N.., общей площадью 9007 кв.м, в размере 9459871 рубль 96 копеек.
2. с кадастровым номером N.., общей площадью 10231 кв.м, в размере 11177060 рублей 57 копеек.
3. с кадастровым номером N.., общей площадью 5357 кв.м, в размере 6595056 рублей 27 копеек.
4. с кадастровым номером N.., общей площадью 18101 кв.м, в размере 19121715 рублей 39 копеек.
5. с кадастровым номером N.., общей площадью 7428 кв.м, в размере 8632078 рублей 80 копеек.
6. с кадастровым номером N.., общей площадью 8742 кв.м, в размере 9948221 рубль 16 копеек.
7. с кадастровым номером N.., общей площадью 7229 кв.м, в размере 8400820 рублей 90 копеек.
8. с кадастровым номером N.., общей площадью 6818 кв.м, в размере 8083488 рублей 98 копеек.
9. с кадастровым номером N.., общей площадью 6136 кв.м, в размере 6804087 рублей 68 копеек.
10. с кадастровым номером N.., общей площадью 5439 кв.м, в размере 6145362 рубля 93 копейки.
11. с кадастровым номером N.., общей площадью 5399 кв.м, в размере 6100168 рублей 13 копеек.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 19 июня 2018года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.